Без труда не выловишь рыбку из местного пруда

На Ставрополье у производителей рыбы практически нет возможности работать законно. Они подвергаются проверкам самых разных ведомств, получая противоположные, исключающие друга друга предписания. Как результат, возможности отрасли в регионе не используются даже на треть. В краевом центре в очередной раз обсудили пути решения проблемы.
Рыбоводческий вопрос в той или иной вариации поднимался на всех уровнях власти края, но пока безрезультатно. Из-за разногласий в толковании законодательства ведомствами, имеющими отношение к рыбоводству, бизнес фактически лишен права на производство продукции, кстати, входящей в перечень товаров, необходимых для продовольственной безопасности страны.
Конкурс, а не аукцион
“Еще в 2014 году правительство страны утвердило Правила организации и проведения торгов [конкурсов, аукционов] на право заключения договора пользования рыбоводным участком. В соответствии с ними полномочия по проведению конкурсов и заключению по их результатам договоров были переданы территориальным органам Федерального агентства по рыболовству, в нашем случае — Азово-Черноморскому территориальному управлению [АЧТУ] в Ростове-на-Дону, — рассказывает руководитель объединения рыбоводов Кировского района Вячеслав Скорик. — Однако есть немало нюансов. Аукцион не учитывает то, что действовавший пользователь объектов уже вложил значительные средства в развитие хозяйства, создал необходимую производственную инфраструктуру. И в итоге “приз” может достаться не тому, кто заинтересован в развитии хозяйства. Поэтому намного эффективнее было бы, например, проводить торги на право заключения договора пользования в форме конкурса, используя как критерий оценки показатель рыбопродуктивности”.
Неразбериха в терминах
Но аукционы, пожалуй, меньшая из проблем. Есть неясности и в трактовках терминов. На Ставрополье площадь так называемых русловых прудов составляет более 9 тыс. гектаров. С учетом характеристики степных рек, чрезвычайно бедных собственными водными ресурсами, используется не русло реки, а пойма, земли сельскохозяйственного назначения. Из-за противоречия Земельного и Вод­ного кодексов различные ведомства трактуют понятие “русловой пруд” по-разному. В результате пользователь нарушает либо один кодекс, либо другой, что дает основания для остановки деятельности предприятия.
И вообще правовая неразбериха в любом случае оставляет рыбовода виноватым. Вячеслав Скорик приводит в пример типичную ситуацию. Бизнесмен получает предписание от муниципалитета слить водоем и освободить земельный участок. Практически одновременно поступает другой документ от АЧТУ, запрещающий слив водоема. Какому бы требованию ни подчинился человек, ему все равно грозят определенные санкции. Но одно несомненно: пока идут разбирательства, деятельность хозяйства приостанавливается, что означает верную гибель водоема.
Убийственная приостановка
“Складывается ощущение, что сейчас хорошо только контрольно-надзорным органам. За разного рода нарушения закона штраф для ИП может достигать 40-50 тысяч рублей, для юрлица — 200-300. Но опять-таки обычно работу хозяйства можно приостановить на срок до 90 суток, — комментирует и. о. уполномоченного по правам предпринимателей в СК Виктор Федулов. — Поэтому мы можем наблюдать грустную картину: все больше водоемов просто остаются брошенными, зарастают травой, рыба погибает. И причина в том, что владельцу проще поступить так, чем нести убытки. Ведь объект, не производящий рыбу, сразу перестает интересовать и муниципалитет, и АЧТУ, и проверяющих”.
Цифры говорят сами за себя. Сегодня наш регион производит около 5 тыс. тонн рыбы на 198 млн рублей в год при возможностях производства 30 тыс. тонн и прибыли в 2 млрд рублей. Страдают и потребители. Разрыв между отпускной и рыночной ценой, по словам экспертов, практически стопроцентный. Хотя в других регионах он составляет процентов 20. “Временщики”, получившие водоемы в кратковременное пользование, на аукционах подчас стараются просто по максимуму “отбить” деньги с минимальными вложениями, по сути уничтожая рыбу и водоем.
Безвыходных ситуаций не бывает
Пожалуй, есть только одно решение: передать полномочия в управлении рыбоводными хозяйствами на уровень субъектов РФ, что поможет оптимизировать весь процесс. Эксперты и производители видят необходимость в создании краевого закона о рыбоводстве. С этой просьбой рыбоводы обратились к губернатору и депутатам края. Еще желательно вмешательство федеральных властей. Но когда лед тронется, пока не ясно.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке