Джаз - не фон, а действие

Джаз называют музыкой не для всех, элитарным направлением, да и вообще жанром, столь же многообразным, сколь недоступным для широкой аудитории. А умение исполнителя импровизировать по праву считается высшим уровнем мастерства.

Тем приятнее, что такие музыканты живут и ведут свою профессиональную деятельность в Ставрополе — записывают альбомы, проводят концерты, участвуют в фестивалях.

Корреспондент “СБ” встретилась с вокалисткой группы Ka'olanaBand Кариной Газарян, участницей программы Berklee College of Music [Бостон, США], чтобы узнать, действительно ли джаз настолько сложен, как его правильно слушать и почему упорство может соперничать с талантом.

— Карина, когда и почему вы остановили выбор на джазовой музыке? И как проходило обучение по программе американского колледжа Беркли?

— Меня часто спрашивают, когда я начала петь. Пытаюсь восстановить в памяти этот момент. Наверное, лет в пять — папа сочинял для меня песни и играл на гитаре, а я пела. Музыку любила всегда, но были и другие интересы и задачи — изучала языки, делала переводы, окончила университет. Параллельно писала авторские песни, занималась сольфеджио и классическим академическим вокалом.

Поэтому решила поучаствовать в программе Berklee College of Music. О нем знают все, кто увлекается музыкой, особенно джазом, у колледжа потрясающий список выпускников. В течение года я готовилась к поездке, занималась с преподавателем музыкального училища, подтягивала теорию музыки, потому что до этого знала только элементарные вещи. Осложнялся процесс тем, что все полученные знания надо было перевести на английский и применить к их системе образования, которая отлична от нашей.

По приезде нужно было сдать вступительный экзамен, определиться с направлением, инструментом [в моем случае это вокал] и стилем [блюз]. Меня поражал плотный график — каждый день был расписан по часам: репетиции, ансамбли, занятия в хоре, а вечером — обязательно работа над домашним заданием. Царящую там атмосферу невозможно описать словами: люди из разных городов, стран, континентов собрались в колледже с одной целью — учиться музыке.

— Как вы считаете, насколько важно в музыкальной среде получить соответствующее образование?

— Я бы сформулировала так — нужны знания. Нельзя просто выйти на сцену и спеть — мы же не позволяем проводить операцию без соответствующего образования. А вот к музыке несколько пренебрежительное отношение в этом плане. Если поет и не фальшивит — уже нормально, сойдет.

Нужно быть компетентным, другой вопрос, как именно стать профессионалом в своей области. Можно пойти в музыкальное училище, консерваторию. У некоторых в силу обстоятельств только одна возможность — брать частные уроки. Не суть важно. Главное, чтобы человек обладал соответствующими знаниями. И еще очень важен труд. Мне нравится выражение: “Упорный труд победит талант, если талант не будет упорно трудиться”.

— Расскажите о вашей группе и жанрах, в которых играете.

— В основном это соул, блюз, инди. Не скажу, что это традиционный джаз, но все перечисленные направления либо вышли из него, либо имеют общие элементы. В современной музыке не стремятся к чистоте стиля, поэтому направления перемешаны и их довольно сложно разделить.

Мы исполняем авторские песни и кавер-версии известных композиций. Можно сказать, что начало было положено в 2010 году, когда я и несколько музыкантов собрались для записи альбома “Незнакомец”. Это было нашей целью — именно альбом, а не группа. У нас и сейчас нет постоянного состава. Есть, скажем так, костяк — я, мой брат Григорий Газарян [клавишные, гитара] и Павел Должиков [гитара]. Остальных музыкантов подбираем, исходя из задачи.

Сейчас мы записываем в частной студии в Краснодаре вторую часть нового альбома Still Here. Из-за этого стараемся меньше выступать и больше времени уделять студийной работе.

— А какой у вас обычно график концертов? Отсюда вытекает еще один вопрос: у нас любят живую музыку?

— Вообще стараемся устраивать концерты не реже одного раза в месяц. Параллельно участвуем в различных фестивалях [чаще по краю]. Либо на коммерческой основе выступаем в качестве музыкального сопровождения на мероприятиях, например презентациях. Но это совсем другой формат — фоновая музыка. Тогда становишься ремесленником, а мне больше нравится чувствовать себя творцом, и сам момент творчества на концертах, когда есть ответная реакция, участие людей.

Конечно, современному человеку сложно выделить время на отдых — причина в постоянной суете, занятости. Да и не для всех вечер живой музыки — обычное времяпрепровождение, но ситуация меняется. Например, для сегодняшних подростков это уже нормально, они привыкли к такому формату. Часто после выступления люди подходят и говорят, что до последнего момента сомневались, идти на концерт или остаться дома, посвятить время другим вещам, но рады, что пришли, приняли правильное решение. Очень ценно слышать такие слова.

— Возможно, из-за импровизации, но джаз называют сложным стилем. Как его правильно слушать? И кто основная аудитория на концертах джазовой музыки?

— Не могу выделить какой-то определенный тип людей или возраст. Это и те, кто уговорил купить билет родителей, потому что сам еще не зарабатывает, и пожилые пары, которые, несмотря на возраст, с удовольствием проводят два часа на концерте, и семьи с детьми, многие приходят в одиночку. Среди гостей и завсегдатаи, и новички.

Джазовая песня имеет основу, но “творится” каждый раз заново. Это не значит, что музыкант не подготовился и играет наобум. Наоборот, чем больше он репетирует, чем лучше владеет инструментом, знает основы композиции, тем лучше будет импровизация. Существует даже такая фраза: “Не пойму — то ли я так плох в своем инструменте, то ли силен в джазе?!” О любой ошибке можно сказать, что так и было задумано, но, конечно, это только шутка. Песня каждый раз звучит уникально, потому что в ее создании участвуют музыканты и слушатели, и новые слушатели делают ее другой.

Такая музыка действительно требует подготовки, в том числе со стороны слушателей, а еще нужна определенная сосредоточенность. Джаз, правда, считают сложным и даже элитарным. Но если его сложность заключается в техническом исполнении, то элитарность — в том, что над собой нужно проделать некоторую работу. Поэтому называю нашу аудиторию не слушатели, а “слышатели”, от слова “слышать”. Джазовую музыку не нужно воспринимать как фон, это скорее действие, и на концерте каждый становится его участником.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке