Каждый найдёт свою нишу

В краевом центре состоялась первая научно-практическая конференция экспортеров Ставропольского края “Экспорт: 26 регион”, в которой приняли участие более 150 экспортеров края, ведущие медиаэксперты, бизнес-аналитики, ученые, иностранные делегации. Одновременно проводились выставка продукции производителей региона и биржа контактов с участием предприятий Азербайджанской республики.

Как отметили участники мероприятия, начинающим организациям сложно обойтись без господдержки. Представители АО “Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства” рассказали о своих услугах и о том, кто может ими воспользоваться. Например, это компании, соответствующие ряду критериев, в числе которых отсутствие отрицательной кредитной истории, задолженностей, регистрация на территории Российской Федерации.

“Надо научиться правильно предлагать продукцию иностранным контрагентам. Наша организация как раз представляет собой “единое окно” для работы с экспортерами в области финансовых и нефинансовых мер поддержки, в том числе через взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами, — рассказывает руководитель регионального подразделения Российского экспортного центра в Ростове-на-Дону Владислав Есин. — Сейчас завершается работа по интеграции всех инструментов в единую структуру, позволяющую не только оказывать комплексную помощь, но и получать обратную связь от регионов. Именно там находится большинство экспортеров нашей страны”. Планируется, что уже в следующем году в любом уголке России предприниматели смогут получить от центра одинаковый набор услуг.

Какова же вообще ситуация сейчас? “За последние 15 лет экспорт агропродовольственной продукции увеличился в 10 раз, но, к сожалению, импорт рос быстрее. Однако в последние пару лет ситуация стала кардинально меняться, и если тенденция продолжится, то лет через 5-7 страна сможет перейти на максимальное самообеспечение, — считает президент Национального союза экспортеров продовольствия, член Комитета по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности и Комитета по развитию АПК Торгово-промышленной палаты России Дмитрий Булатов. — Принято считать, что в основном за рубеж реализуется зерно. Но на самом деле в прошлом году 17 процентов экспорта пришлось на рыбу. Остальное — сельхозпродукция и товары пищевой промышленности. Но есть нюанс. В дальнее зарубежье в большинстве своем продается как раз сырье, а шоколадные изделия, напитки, масло и прочее востребованы в странах СНГ. Это объяснимо, там наши продукты знают. Но ведь нужно сделать так, чтобы российские бренды стали узнаваемы и за пределами Содружества”.

Кстати, о вариантах выхода на зарубежный рынок рассказал управляющий партнер фирмы Schwarz&partner Вячеслав Коншин. Его консалтинговая компания с 1998 года занимается поддержкой экспорта. “Например, в Европе много этнических магазинов, где торгуют в числе прочего русскими товарами. Закрепить первоначальные контакты совсем несложно. Познакомьтесь с владельцами точек, узнайте, какие ниши не заполнены. Есть немало примеров, когда из скромного семейного бизнеса вырастала огромная сеть. Так, знаю человека, сначала продававшего пироги собственного приготовления, а сейчас владеющего десятками кондитерских по всей Европе, — говорит Вячеслав Коншин. — Впрочем, не обязательно ограничиваться только странами Евросоюза. Даже крупные компании сейчас активно осваивают Латинскую Америку, Азию, Африку. А для новых направлений там вообще масса возможностей. Поверьте, при желании каждый найдет свою нишу”.

Но в поисках новых путей нельзя забывать об опыте тех, кто уже добился успеха. “На самом деле у нас достаточно примеров эффективного развития сотрудничества с зарубежными партнерами. На Ставрополье некоторые компании стали лидерами в своей области на мировом рынке. И их истории успеха могут оказаться полезными для начинающих предпринимателей, — уверен руководитель Единого информационного портала “Экспортеры России” Юрий Шурыгин. — Одна из наших задач — помочь найти верное направление, организовать бизнес-миссии. Как раз сейчас мы стараемся определить страны, наиболее интересные российскому бизнесу, и для этого нужна от него обратная связь”.

Однако, по мнению Юрия Шурыгина, государству надо определиться с приоритетами, потому что ресурсов для помощи абсолютно всем желающим просто не хватит. Нужно выделить несколько основных направлений, которые станут поддерживаться при любых обстоятельствах, и каждые год-два пробовать новые решения. Стоит обратить внимание и на политику других стран. Так, в Турции ввозные пошлины на зерно сделали заградительными. Но если компания при этом не просто покупает, а еще перерабатывает зерно и экспортирует муку, то они аннулируются. Благодаря такому подходу в стране активно развивается производство. Почему бы не адаптировать такие модели и к нашим реалиям?

На конференции участники не только обозначили имеющиеся проблемы и пути их решения, но и активно делились опытом. Состоялось несколько секций, где говорилось о мировых рынках сбыта промышленной и продовольственной продукции, особенностях экспорта из Ставропольского края, таможенном и внешнеэкономическом регулировании и так далее. “Но главное, развивая экспорт, не забывать о внутреннем рынке, ведь в первую очередь должен быть важен именно наш, отечественный потребитель”, — подчеркнул заместитель председателя правительства Ставропольского края — министр экономического развития Ставропольского края Андрей Мурга.

В финале мероприятия подвели итоги краевого конкурса “Лучший экспортер года” и наградили победителей.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке