Может и дробление множить преступления

Чем больше создается возможностей для облегчения ведения бизнеса, тем выше число тех, кто стремится воспользоваться ими незаконно. Налоговики Ставропольского края усилили борьбу с необоснованным применением специальных налоговых режимов.
По ним уплачиваемые суммы заметно ниже, чем при использовании общего режима налогообложения. Как выяснилось, сейчас эта проблема достаточно актуальна.
Так много совпадений
Один из способов незаконной минимизации налогов — дробление бизнеса на несколько мелких фирм. “Каждая из них может применять упрощенную систему налогообложения либо другие льготные спецрежимы, — объясняет и. о. руководителя Управления федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю Елена Афонина. — Однако то, что, по мнению налогоплательщика, является налоговой оптимизацией, на деле — схема ухода от налогообложения. Выявить искусственное дробление несложно: у таких фирм, как правило, один учредитель, право подписи принадлежит одному человеку, в компаниях фигурируют одни и те же сотрудники, один вид деятельности, поставщики продукции — общие. Прибыль, полученная по всем организациям группы, далее обычно направляется на одинаковые цели, например, на выплату дивидендов учредителю. Все организации зачастую создаются в короткий промежуток времени либо по мере развития сети в регионах. Подозрительным сигналом для налоговиков может служить также то, что дробление происходит непосредственно перед приближением к верхней планке доходов при упрощенной системе налогообложения или к максимальной численности работников при ЕНВД”.
Например, классика жанра: торговый зал делится на мелкие участки, которые передаются аффилированным предпринимателям, платящим налоги по упрощенной системе или ЕНВД.
Признаки применения такой схемы не являются секретом, они общедоступны и размещены на официальном сайте ФНС России. Сделано это для того, чтобы люди осознали: они не экономят, а преступают закон. Как ни странно, иногда даже бизнесмены с опытом оправдываются тем, что они “просто хотели как лучше”.
Был прецедент
Впрочем, стоит отдать должное нарушителям. Топорные методы разделения компании и ее денежных потоков они почти не используют. Избежать налогообложения можно путем займа, переуступки прав требований, договора о поставке товара. Но при совокупности определенных факторов доказать обман вполне реально.
Раньше суды становились на сторону предпринимателей, а не налоговиков, но в прошлом году в Волгоградской области был создан прецедент. Инспекция по итогам выездной проверки доначислила ООО 266 млн руб. налога на прибыль и НДС. Как следует из судебных материалов, компания заключила с индивидуальным предпринимателем взаимные договоры поручения, по которым они могли продавать товары от имени друг друга. ИП торговал в том же зале, той же продукцией, использовал кассы ООО, но платил ЕНВД. Спор прошел три судебные инстанции, которые выносили разные решения. В итоге Верховный суд согласился с ФНС, признав всю выручку предпринимателя выручкой торговой компании. С тех пор число дел, выигранных налоговиками, растет.
Карать не сразу
“Планирование выездных налоговых проверок — открытый процесс. Отбор налогоплательщиков производится по критериям риска совершения правонарушения, которые находятся в открытом доступе. Но здесь как раз тот случай, когда мы предпочитаем не применять сразу “карательные” меры, а дать возможность исправить ситуацию, — подчеркивает Елена Афонина. — Чтобы максимально снизить роль фискальной функции в своей деятельности, налоговики, прежде чем устраивать выездную проверку, проводят переговоры с подозрительными фирмами. Приглашая директоров на встречу, инспекторы, что называется, раскрывают карты предпроверочного анализа. Такие встречи регулярно проводятся и районными инспекциями, и краевым управлением. Открытый диалог о выявленных нарушениях дает возможность налогоплательщику вовремя провести “работу над ошибками”: подать уточненную декларацию за прошедшие периоды и предпринять ряд шагов по устранению нарушений с момента общения налоговиками”.
По словам Елены Афониной, юристы, аналитики, методологи ведомства готовы оказать содействие в расчетах дополнительных сумм налогов, применении льгот, оформлении документов. При добровольном отказе от рискованных форм ведения бизнеса проверяющие так и остаются в статусе “помощников”. Если подается уточненная декларация, выездная налоговая проверка не проводится. Однако, если бизнесмен не готов к диалогу, его ждут штрафные санкции и, скорее всего, судебные разбирательства. Поэтому каждый уже сам решает, нужна ли подобная “оптимизация расходов”.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке