Невечная классика

Органную музыку можно услышать далеко не в каждом городе страны. Жителям Ставрополя такая возможность предоставляется два раза в месяц. Классическую музыку эпохи барокко исполняет городская капелла “Кантабиле”, отметившая 20-летний юбилей в прошлом году.

Корреспондент “СБ” встретилась с бессменным дирижером и художественным руководителем оркестра, заслуженным артистом РФ Сергеем Кирилловым. По его мнению, на концертах было бы еще больше слушателей, появись на улицах города муниципальная реклама. “Афиши мы вешаем на остановках, — говорит он. — Муниципальной рекламы нет как таковой, по крайней мере для нас. И все, что делаем в этом направлении, — наша самодеятельность. Нет специальных щитов, тумб, да и вообще положения о городской рекламе. Все отдано в коммерческие руки”.
Однако эта проблема — меньшее из зол. Как бы печально ни звучало, Сергей Кириллов убежден, что исполнительское искусство в Ставрополе обречено на вымирание. Это вызвано несколькими причинами. Первая заключается в том, что средний возраст музыкантов краевого центра приближается к пенсионному. А свежей крови — молодых специалистов и выпускников профильных факультетов — становится все меньше. Им просто негде работать. Например, раньше популярной подработкой среди музыкантов были выступления в военных духовых оркестрах, которых сейчас почти не осталось. Как вывод — нет рабочих мест, нет исполнителей.
Еще одна проблема заключается в подготовке будущих специалистов. “Музыкальная кафедра федерального университета заканчивает обучение поступивших ребят, — продолжает руководитель “Кантабиле”. — Но новый набор туда прекратился еще два года назад. Очень жаль. Теперь у нас фактически нет высшего образования. Между тем качество обучения достойное, причем как в университете, так и в колледже. Студенты уезжают куда угодно любой ценой. Мои ученики готовы работать в Подмосковье в музыкальных школах на должности преподавателей, но не хотят возвращаться в родной город.
Ставрополь превратился в донора талантливых исполнителей. Одни занялись бизнесом, другие выступают в ресторанах, чтобы оставаться на плаву. Впрочем, есть и удачные примеры, за некоторых можно только порадоваться. Среди ставропольцев числятся солисты Большого театра [тенор Андрей Дунаев], Мариинки, Метрополитен опера”.
Негативное влияние на развитие классического искусства оказывает и менталитет. В провинциальных городах на выступления вокалистов ходят с удовольствием, но отдавать своих детей на обучение по столь непопулярному направлению не спешат. В Москве и Питере устроить ребенка в хор мальчиков — большая удача. В нашем городе  реализовать идею по его созданию так и не получилось. Родители задают закономерные вопросы: “А что это им даст?”, “Где они смогут работать?”. Гарантировать светлое будущее в профессиональном плане даже самому талантливому ребенку не представляется возможным.
“Исполнительское искусство, почему-то причисленное во времена Брежнева к культуре, буквально растворяется в воздухе, — рассказывает Сергей Кириллов. — В этой сфере нужны серьезные решения. Замечательно, что 20 лет назад произошел настоящий прорыв — купили орган, открыли зал, дали ставки музыкантам, пусть и минимальные. Из камерного оркестра нас преобразовали в капеллу. Появились вокалисты, что позволило значительно расширить репертуар и поднять его на более высокий качественный уровень. Но надо двигаться дальше! На концерты собирается многочисленная публика, и зал, рассчитанный на 100 человек, не способен вместить всех желающих. Следующий шаг — создание концертного зала человек на 200-250. Те, которые существуют, не подходят категорически — это партийные постройки. В настоящем акустическом зале выступать можно без использования микрофона. И могу заверить, что новый зал не станет пустовать. Уверенности нет только в том, что он появится”.
Пока же концерты проводятся в зале детской музыкальной школы. Исполняют здесь только классические произведения, музыку эпохи барокко XVII-XVIII веков. Руководитель капеллы вспоминает, что подобрать репертуар было непросто — нот для их состава не было. Пришлось много ездить по стране, изучать источники, обмениваться нотами со знакомыми, отыскивать произведения забытых авторов. На сегодняшний день репертуар без преувеличения поражает разнообразием. В год происходит несколько десятков премьер, а каждая программа звучит не больше двух раз. “Аншлаги и спрос на классическую музыку — предмет нашей гордости, — говорит Сергей Кириллов. — Однако редко бывает такое, чтобы камерный оркестр с одним и тем же дирижером существовал лет 10-15. На Западе с дирижером контракт заключают на 3 года. Я руковожу капеллой 20 лет. Нас впору заносить в Книгу рекордов Гиннесса”.
“Многие говорят, что классическая музыка сложна для понимания, — удивляется Сергей Кириллов. — Я против такой трактовки. Сформулирую по-другому: она не примитивна. Любовь к ней — дело практики. И через некоторое время начинаешь понимать, что она должна непременно звучать вживую. Хочется сказать: пользуйтесь возможностью, пока она предоставляется”.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке