Ниже уже некуда

Можно с уверенностью сказать, что каждый житель краевого центра задавал себе один и тот же вопрос при виде автомобиля, который при движении в буквальном смысле царапал днищем асфальт: “Как так можно ездить? Разве это не опасно?” Оказывается, такой стиль езды пропагандирует группа молодых людей, считающих, что автомобиль без посадки — это вовсе не машина.

Заокеанская мода

Субкультуре лоурайдинга [с англ. — “низкая езда”] более 50 лет. Свое начало она берет в США, на окраинах больших городов, где проживали выходцы из Латинской Америки. Небогатые жители этих районов ездили на дешевых автомобилях. И чтобы хоть как-то выделиться на дороге, расписывали своих железных коней яркими красками, устанавливали дополнительные фары, в салоне вешали амулеты. Особым шиком считалась обрезка пружин подвески для посадки авто. Те, кто не желал “навсегда” изменять конструкцию, в багажник клали тяжелые мешки с песком. Потом такие переделки стали применять и в передней подвеске. Со временем дворовое кустарное производство сложилось в отдельную автомобильную культуру со своими четкими устоявшимися канонами.
Спустя десятилетия прижилась она и в России. В стране даже есть целое молодежное движение — БПАН, отделение которого действует и в краевом центре. Ставропольских лоурайдеров объединяет общий интерес — машины, выполненные в едином стиле. Как правило, сохраняются все заводские настройки, к стоковому варианту добавляются только посадка, тонировка, хорошая аудиосистема, иногда большие диски.

Стелиться по асфальту

Местные БПАНовцы с удовольствием показывают свои машины и рассказывают о секретах заниженной посадки. Такие автомобили создаются с целью произвести впечатление, добиться эффектного, запоминающегося внешнего вида, иногда даже в ущерб ходовым характеристикам. Говорят, что пружины режут как самостоятельно, так и в специализированных мастерских. Если знаешь, что и как делать, то в сумме все тюнинговые работы обойдутся в районе 80-100 тысяч рублей [работа с подвеской, тонировка, новые диски и подготовка к установке аудиосистемы]. Хотя предела совершенству тут нет. Дорогая аудиосистема и продвинутая пневмоподвеска в сумме могут обойтись в несколько сотен тысяч рублей.
Разумеется, участники движения БПАН не считают проблемой езду на своих авто по ухабистым российским дорогам. Активист местного отделения БПАН Иван Стариков утверждает, что на словах объяснить, в чем прелесть езды на заниженном автомобиле, невозможно. “Просто тебе это либо нравится, либо нет. Как марка машины — одна тебе подходит, а на другую даже не посмотришь. Из минусов обладания заниженной машиной могу назвать только повышенное внимание со стороны сотрудников ГИБДД. Но если у тебя есть голова на плечах, то такая езда совершенно безопасна. Еще за такой машиной нужно тщательно следить, не запускать ее. Иначе ремонт может сильно ударить по карману”, — комментирует он.
Оживленную дискуссию в группе БПАНовцев вызывает вопрос о том, почему чаще всего “сажают” отечественные автомобили. Лоурайдер Игорь Зайцев считает, что российские машины популярны из-за дешевизны и доступности запчастей: “Иностранную машину купишь, “посадишь” — и подвеске конец. В копеечку влетит ее поменять. Тогда как наши авто — настоящий конструктор на колесах”.
Приверженец заниженных авто Александр Богатырев с такой позицией не согласен: “Какая разница, какое железо покупать? “Сажают” и “Шевроле”, и “Ниссан”, и не важно, сколько что стоит. Каждый выбирает то, что может себе позволить. Если по кайфу взять “Приору” или “Гранту” и вложить в нее кучу денег, переделать ее под себя и заставить всю улицу смотреть тебе вслед, то это окупит все вложенные средства. Ты не сольешься с массой, сохранив свою индивидуальность”.
Кстати, чтобы стать членом БПАН, необязательно резать пружины на своей машине. Антон Петровский, владелец синей “Валентины” [по документам ВАЗ 2107], рассказывает, что у его авто нормальная заводская подвеска. Он только собирается ее “подрезать”, а пока с удовольствием обсуждает технические особенности преобразования железного коня и участвует во всех мероприятиях организации. “Совсем недавно, перед Рождеством, — рассказывает Антон, — мы с ребятами ездили в детдом. Привезли детям подарки, пообщались с ними, про машины рассказали. Скоро снова поедем в гости”.

Детальный подход

Что касается технической стороны создания “посаженной” машины, особых сложностей не существует. Самый простой [и дешевый] вариант заключается в спиливании нескольких витков задних пружин, благодаря чему автомобиль “садится” на корму. Более дорогим и сложным вариантом считается использование короткоходных амортизаторов. Именно благодаря им машины просто “облизывают” днищем асфальт.
По логике смещение центра тяжести способно улучшить управляемость автомобилем на поворотах, однако оно должно быть пропорциональным. Недаром известные тюнинговые ателье, которые, по сути, не делают “посаженные” машины, уменьшают дорожный просвет своих моделей пропорционально на обеих осях. Увы, уменьшение просвета лишь на одной [в данном случае задней] оси еще более раскоординирует автомобиль, но никак не улучшит его устойчивость.
Алексей Самохин, работающий механиком в одной из ставропольских автомастерских, считает, что, по сути, изменение задней подвески приводит к тому, что она не обрабатывает дорожные неровности должным образом. “Такой автомобиль становится очень жестким, то есть амортизаторы не в состоянии выдержать удары, поступающие от поверхности. Ни о каком комфорте здесь говорить не приходится. Да и подвеска изнашивается быстрее. Если не следить за ее состоянием, то ездить на таком автомобиле будет просто опасно”, — сетует автослесарных дел мастер.
К “посаженным” автомобилям в Ставрополе относятся по-разному. У некоторых такие метаморфозы с подвеской вызывают восторг. Они считают, что машины становятся устойчивее своих серийных аналогов. Оппозиция же называет подобный тюнинг безвкусным и лишенным каких-либо оснований. Полицейские пытаются донести информацию об опасности вождения таких автомобилей. “Сажают” машины у нас в стране лишь с одним желанием — сделать недорогой массовый продукт уникальным. Но стоит ли осуществление такого желания средств и сил, каждый решает сам для себя.

Слово закона

Каждый лоурайдер уверен в том, что обрезка пружин — это абсолютно законная процедура и ни один сотрудник ДПС не может его остановить и оштрафовать. Однако это не так. Старший госинпектор по ГИБДД УМВД России по городу Ставрополю подполковник полиции Игорь Пискунов считает, что такая трактовка правил является ошибочной, и связывает ее с незнанием законодательства. В действующей редакции ПДД имеется перечень неисправностей, при которых запрещается использование транспортного средства. Так вот, согласно пункту 7.18, если в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения ГИБДД или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации, то водить этот автомобиль по дорогам общего пользования нельзя. Обрезка пружин относится к таким действиям. За подобное нарушение предусмотрен штраф. Правда, размер его невелик, всего 500 рублей.
Но вот наказать лоурайдеров получается не всегда. Да и сделать это трудно. Например, сотрудник ГИБДД остановил заниженный автомобиль. Чтобы доказать, что конструкция подвески была изменена, нужно посчитать количество витков на пружине [обычно срезается от одного до трех витков]. Провести такую процедуру можно только на станции тех­обслуживания при понятых.
Между тем по статистике в 2013 году в Ставропольском крае причиной более 5% от общего числа зарегистрированных ДТП являлась техническая неисправность транспортного средства, сюда входят и аварии с участием “подрезанных” автомобилей. В том, что таких авто в нашем крае много, сомнений нет. Достаточно посмотреть на транспортный поток. Вот и получается, что по городу ездят машины, представляющие определенную угрозу для участников дорожного движения.
“Подвеска автомобиля рассчитана на определенную нагрузку. Представьте, что будет с укороченной пружиной, если на заднее сиденье сядут трое пассажиров. У машины значительно ухудшится управляемость, что может привести к аварийной ситуации на дороге”, — говорит Игорь Пискунов. По его словам, в сложившихся обстоятельствах пока остается надеяться только на ответственность и сознательность водителей. Ну а в будущем — на ужесточение штрафов, которые сделают езду на “посаженных” авто экономически необоснованной.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке