По старому проспекту

К юбилею Ставрополя — 240-летию города — администрация краевого центра начала готовиться заблаговременно. Представители творческих объединений тоже не остались в стороне. Один из проектов, посвященных мероприятию, готовит и живописец, график, член Союза художников России Владимир Грибачев.

Большинству земляков художник известен циклом работ с видами губернского Ставрополя, где воссоздается атмосфера города более чем столетней давности. В этот раз он курировал создание нового проекта — графического четырехметрового триптиха, выполненного в технике офорт студентами художественного училища.

— Владимир Яковлевич, расскажите об этой работе. В чем ее уникальность?

— В течение пяти лет я провожу на отделении графического дизайна занятия и практику по печатным видам графики. В прошлом году мы сделали 20 офортов — гравюр на металле — с изображением города. Так вот, общественности они очень понравились. К 240-летию Ставрополя решили сделать нечто подобное, но только в большем масштабе — фрагмент Николаевского проспекта [ныне проспект Карла Маркса] от улицы Голенева до Розы Люксембург.
Всего выполнили тринадцать офортов с изображением прекрасных зданий, которые являются изюминкой центральной улицы: магазин Меснянкиных, дом Зарифьянца, гостиница “Найтаки”, аптека Байгера... Мы делали зарисовки каждого дома с натуры, изучали старые фотографии, описания современников. Плюс немного пофантазировали, добавив на картинах булыжную мостовую. Каждая работа сопровождается небольшой информацией — название здания, время постройки. Одним словом, это кропотливый труд: пришлось обращаться к крае­ведческой литературе и нашим историкам, в частности Герману Беликову.

— Будучи заведующим отделением графического дизайна, как вы считаете, насколько сейчас популярно графическое искусство?

— Можно сказать, оно переживает второе рождение. Однако многие абитуриенты поверхностно представляют себе будущую профессию. Принято считать, что в этой сфере основой является знание компьютерных программ.
Есть те, кто прекрасно разбираются в современных технологиях и пытаются заниматься графическим дизайном, но при этом мыслят как “технари”, абсолютно ничего не понимая в рисунке, построении композиции, основах живописи. Это совершенно неправильный подход. Дизайнер в первую очередь должен обладать особой культурой мышления. Не зря ведь на всех отделениях художественных образовательных учреждений преподаются рисунок и живопись — они развивают творческое мышление и закладывают базовые знания в сфере изобразительного искусства.
Своим студентам я стараюсь объяснить, что существует три типа художников: концептуалисты, генерирующие новые идеи; исполнители, которые их реализуют; и те, кто может это скопировать и повторить. Так вот, настоящий профессионал объединяет в себе все это. И стать им можно, только обладая определенными знаниями, теоретической частью, которую сейчас многие игнорируют.
Добавлю: еще одна проблема заключается в том, что обучение  творческим профессиям в основном стало прерогативой девушек. По всей стране — Московский художественный институт имени Сурикова, Институт имени Репина, Строгановская академия — говорят о недостатке молодых людей среди абитуриентов. Это печальная тенденция.

— Давайте поговорим об особенностях печатной графики. Каковы они?

— Произведения этого вида искусства — офорт, литография, линогравюра, ксилография — достаточно трудоемки. Они требуют создания матрицы на металле, камне или дереве. К примеру, офорт получается путем вытравливания отполированной поверхности, как это было сделано в нашем проекте. В полученные углубления забивается краска [в нашем случае их было две — теплая и холодная], которая затем под большим давлением на станке переходит на бумагу.
Каждый лист эстампа повторим — с одной доски можно сделать определенное количество равноценных оттисков. При этом любой из них считается не репродукцией, а подлинником, под которым художник может поставить свою подпись.
Главная идея эстампа — тиражирование какого-то изображения — как таковая уже себя изжила. И теперь это имеет исключительно художественный смысл. Однако приятно, что сейчас есть как традиционные, так и новые техники эстампа, которыми уже занимаются молодые авторы. Так, недавно в Ставрополе экспонировались работы художницы Марии Поповой — сфера ее интересов как раз-таки печатная графика. Это уже экспериментальный эстамп.
Думаю, нашу работу тоже в каком-то смысле можно назвать экспериментальной. Поскольку сам офорт гораздо длиннее печатного станка, мы сделали несколько отдельных отрезков, которые затем соединим. В итоге получится графический триптих длиной почти в четыре метра. По-моему, это неординарное и интересное решение, тем более учитывая его тематику — исторический пейзаж.
Беседовала Дарья Дараганова
 

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке