Помогать не мешая

Ко Дню предпринимателя, отмечаемому в этом году 26 мая, бизнес-сообщество подошло с неоднозначным настроением. Да, несмотря на кризис, есть подвижки в поддержке МСП, но, с другой стороны, существующие проблемы способны загубить на корню даже самые перспективные проекты. О том, что помогает, а что мешает развиваться ставропольскому бизнесу, рассказывают представители деловых сообществ региона.
Понятно, что на предпринимательство влияет экономическая ситуация в стране в целом, а проблемы местного бизнеса характерны и для других регионов. Но имеются и специфические нюансы.
А власть в стороне
“Бизнес на Ставрополье продолжает закрываться, уходить в тень, а рабочие места — сокращаться. Причин масса: несовершенство федерального и регионального законодательства, создающее административные барьеры и дополнительные обременения, большое количество внеплановых проверок и прочее-прочее, — комментирует председатель совета Ставропольского регионального отделения общероссийской общественной организации “Деловая Россия”
Евгений Карасюк. — К сожалению, власть всячески старается не замечать этого, и по-прежнему принимаются “взрывные” нормативно-правовые акты, которые губят малый бизнес на корню, как это произошло с принятием Постановления правительства Ставропольского края №112-п от 29.03.2016 года, которым исключена 50-процентная льгота по оплате аренды в первые 3 года строительства”.
Также, по словам спикера, до сих пор в крае отсутствует стратегия развития, не озвучена даже ее концепция, нет ясности, какие направления считаются перспективными, в какую сторону бизнесу стоит развиваться и куда вкладывать средства. “Да, существует такой документ — План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Ставропольского края до 2017 года, по которому мы сейчас выходим из кризиса, — продолжает Евгений Карасюк. — В нем отражены общие меры импортозамещения в несырьевом секторе, однако об их реализации малому и среднему бизнесу мало что известно. К тому же объем средств, выделяемых на государственную поддержку предпринимателей, в нынешнем году значительно меньше, чем в прошлом, и большая часть уйдет на капитализацию и содержание фондов и других окологосударственных структур, а не на поддержку реально работающего бизнеса”.
Нехватка денег
Нельзя не упомянуть и об отсутствии средств для старта и развития бизнеса. “Банки не выдают достаточно кредитов. Причем, как объясняют их представители, таковой ситуация останется до выборов, а дальше видно будет, — констатирует президент РОО “Ассоциация помощи молодежному предпринимательству в Ставропольском крае” Виталий Свечинский. — Из-за экономической ситуации в стране и условий Центробанка банкам во избежание проблем проще отказать и в открытии счета”.
Финансовую проблему отмечает и сопредседатель краевого отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “ОПОРа России” Павле
Мрвалевич: “Невозможно игнорировать отсутствие кредитования под разумный процент и срок окупаемости предприятия. Не секрет, что банки негласно считают, например, производство группой риска. Соответственно, процентная ставка здесь выше рентабельности производства, хотя окупаемость вложений в этой отрасли составляет 5-7 лет”.
Но кроме кредитов, на финансовое положение влияют и другие факторы. “Еще отмечу высокие имущественные налоги в крае как результат кадастровой оценки земли и объектов капитального строительства. Земля и недвижимость, к сожалению, стали балластом для бизнеса”, — отмечает Павле Мрвалевич.
Сжатие потребительского спроса населения из-за снижения доходов граждан приводит к пропорциональному уменьшению доходов МСП. При этом, как подчеркивает Виталий Свечинский, в крае действуют многочисленные федеральные сети, условия которых не могут выполнять небольшие предприятия, что также пагубно влияет на формирование бизнеса. Конечно, есть компании, снабжающие не одного ритейлера, но остальным лишь остается пытаться самостоятельно выстраивать сеть сбыта, а это далеко не всегда получается.
Есть и плюсы
Впрочем, если говорить только о негативе, картина будет неполной. Несмотря на периодическое принятие странных, с точки зрения предпринимателей, законов, власти все-таки прислушиваются к общественности.
“Деловые сообщества региона сумели отстоять необоснованные претензии к ресторанному бизнесу. Отменены нормативные правовые акты, устанавливающие запрет деятельности предприятий общественного питания, реализующих алкогольную продукцию, в ночное время. Да, бизнес признает необходимость повышения безопасности в местах массового скопления граждан, но перекладывание функций правоохранительных органов на МСП вызывает только недоумение, — поясняет Павле Мрвалевич. — Еще из положительных моментов отмечу принятие краевого закона о налоговых каникулах на два налоговых периода. Кстати, именно в налоговой сфере есть немало подвижек, таких как возможность снижения налоговой ставки с 15 до 5 процентов для субъектов предпринимательской деятельности, использующих упрощенную систему налогообложения и занятых в сфере обрабатывающих, наукоемких производств, образования, медицины; продление ЕНВД после 1 января 2018 года; увеличение порога применения спецрежимов до 120 миллионов рублей и так далее”.

При этом Павле Мрвалевич уверен, что еще больше улучшить положение дел может предоставление предпринимателям “на патенте” права вычитать сумму страховых взносов из стоимости патента. Подобная льгота предоставлена бизнесу в других УСНО.
Просто не мешать
И как бы банально ни звучало, порой лучшая помощь — не мешать. “Малый бизнес по-прежнему прячется в тени и не хочет иметь никаких взаимоотношений с государством из-за того, что в легальном правовом поле он столкнется с массой финансовых проблем и административных барьеров. В нашей стране насчитывается 147 контрольно-надзорных органов, которые неизбежно найдут нарушения практически в любой законной деятельности. Сейчас в бизнес надо привлекать, а не отталкивать”, — констатирует Евгений Карасюк.
Интересная практика в этом вопросе у Казахстана, где введен мораторий на любые проверки малого предпринимательства, кроме как по личной жалобе гражданина, при условии что это угрожает его жизни или здоровью. В этом случае проверку санкционирует мировой суд, а проходит она только в присутствии уполномоченного по защите прав предпринимателей. По мнению Евгения Карасюка, такой подход решил бы вопрос избыточного контроля, что могло бы стать одним из факторов развития бизнеса.
Так что, с одной стороны, картина получается достаточно грустная, с другой — есть все предпосылки для исправления ситуации. Но это как раз тот случай, когда молчание — знак согласия. Согласия с принимаемыми законами, с действующей политикой... И только объединение бизнесменов, их совместные действия способны повлиять на положение дел. Кстати, незадолго до Дня предпринимателя предпринимательские сообщества региона начали сбор подписей в поддержку резолюции круг­лого стола “О последствиях изменения регионального законодательства в сфере землепользования”. В ней поднят целый ряд соответствующих актуальных проблем и предложены пути их решения. И чем больше человек выскажут свое мнение, тем выше шансы, что к нему прислушаются.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке