Решить наболевшие вопросы

В крае появился новый комитет, отстаивающий права предпринимателей
В Союзе “Торгово-промышленная палата Ставропольского края” по инициативе предпринимателей создан Комитет по торговле. И в сентябре состоялось его первое заседание.
О вопросах и проблемах, которые были подняты на мероприятии, рассказывает заместитель председателя Комитета Любомир Турелик.
— Любомир Петрович, какие предпосылки были для создания Комитета? В Ставропольском крае есть Комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию.
— Да, такой Комитет есть, но это орган исполнительной власти Ставропольского края, работающий для создания стабильного рынка товаров и услуг [в том числе рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия], развития производства пищевых продуктов, включая напитки, формирования и развития рыночной инфраструктуры и так далее.
Создание нашего Комитета инициировали сами бизнесмены. Слишком много вопросов и проблем, которые им хочется поднять, обсудить и довести свою позицию до властей. Ведь Торгово-промышленная палата — это хорошая площадка для обсуждений. Темы для них предлагают сами бизнесмены — члены Комитета.
— Вы заместитель председателя Комитета, кто же является председателем?
— Председателем Комитета на первом заседании единогласно избран Виталий Львович Попов, руководитель группы компаний “Закрома” и “Копейкин Дом”.
— Какие темы были подняты на первом заседании?
— На повестке дня стояли вопросы: “Об обоснованности открытия новых магазинов торговых сетей ЗАО “Тандер” [Магнит] и ООО “Агроторг” [“Пятерочка”] в муниципальных образованиях Ставропольского края”, “О мерах по снижению административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности”, “О снижении налога на торговые площади [свыше 250 квадратных метров]”.
Первый вопрос достаточно актуальный для региональных и городских торговых сетей. Только в Ставрополе представлены такие крупнейшие международные сетевые компании и ритейлеры федерального уровня, как “METRO Cash&Carry”, “O’Кей”, “Лента”, “Перекресток” [3 магазина], “Магнит” [63], “Пятерочка” [39].
Предприниматели по всему Ставропольскому краю постоянно поднимают вопрос о том, что в регионе недостаточно поддерживаются производители и поставщики местной продукции. Очень сложно попасть на прилавки торговых сетей “Магнит” и “Пятерочка”. Условия, которые выдвигают сетевые компании для наших производителей, порой слишком обременительны.
Никто не просчитывает, какое количество мелких предприятий закрылось в связи с открытием магазинов “Магнит” и “Пятерочка”. А ведь эти предприниматели платили налоги в бюджет Ставропольского края, в то время как вышеперечисленные сети платят налоги в бюджеты других регионов. Многотонные машины торговых сетей “Магнит” и “Пятерочка” калечат наши дороги, паркуются на центральных улицах городов и поселков, доставляя массу неудобств населению. Кроме того, эти торговые сети не несут никакой социальной нагрузки.
— Насколько я знаю, существует федеральный закон, ограничивающий присутствие торговых сетей в регионах.
— Да, мы направляли запрос в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю о предоставлении информации о долях торговых сетей ЗАО “Тандер” и ООО “Агроторг” на территории муниципальных районов и городских округов Ставропольского края.
По данным УФАС, в ряде муниципальных районов и городских округов торговой сетью “Магнит” превышен порог 25 процентов, обозначенный в статье 14 Закона о торговле. При этом сказано, что на момент открытия новых торговых площадей доля торговой сети не превышала указанный порог, а дальнейшее увеличение доли торговой сети происходит за счет увеличения объема продаж.
С учетом того, что федеральные торговые сети являются сдерживающим фактором развития местных торговых и производственных предприятий, может наступить момент, когда в Ставропольском крае будут работать только 4 федеральные сети. В итоге предприниматели не выдержат конкуренции и, как следствие, вынуждены будут закрываться. Местные и краевые бюджеты недополучат налоги, поскольку сети “прописаны” в других регионах. Кроме того, товары местных производителей практически не имеют возможности попасть на полку к федеральным торговым сетям.
Комитет решил направить УФАС по СК запрос о действующих механизмах контроля за соблюдением статьи 14 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации”. Кроме этого, направлены письма губернатору Ставропольского края и уполномоченному по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае. Мы уведомим ваших читателей о тех мерах, которые будут приняты в крае по данному вопросу.
Второй, не менее интересный вопрос был поднят на заседании Комитета: “О мерах снижения административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности”.
О том, что административных барьеров в отношении бизнеса много, не говорит разве что ленивый.
Административные барьеры порождают зависимость бизнеса от власти, особенно на региональном и местном уровнях, мешают инвестиционному климату в регионе.
В 2015 году Госдума приняла закон об освобождении малого бизнеса от проверок. Он вступил в действие 1 января 2016 года. Подразумевалось, что “закон позволит решить проблему избыточного контроля и надзора для российского бизнеса”. Сегодня в стране действует более 140 самостоятельных видов государственного и муниципального контроля. И от своих функций проверяющие органы не спешат отказываться. Малый бизнес наиболее чувствителен к любому воздействию, в том числе в рамках проводимых проверок контролирующими органами. Надзор за ним происходит по 45 направлениям. И осуществляют этот надзор порядка 30 органов, причем только на федеральном уровне. Чрезмерный контроль часто способствует уходу предприятий в теневую экономику, возникновению ситуации, когда затраты на оплату штрафов становятся столь значительными, что требуют компенсации, в том числе и за счет уменьшения размера уплачиваемых обязательных платежей.
По мнению ТПП СК, приоритет в контрольно-надзорных функциях должен быть смещен с работы по выявлению и предотвращению возможного ущерба государству на работу по защите прав потребителя.
Так, на заседании Комитета многие предприниматели высказывали мнения относительно того, что при выявлении нарушений в рамках проведения проверки государственными органами хозяйствующего субъекта следует наказание в виде значительных штрафных санкций, влекущих весьма высокую степень финансовой нагрузки даже для среднего предпринимательства, тогда как вред, нанесенный общественным отношениям данным правонарушением, весьма незначителен.
Комитет принял решение обратиться к губернатору Ставропольского края с предложением рассмотреть проблему силового давления на бизнес.
— Любомир Петрович, сейчас в Ставрополе пустует немало помещений, таблички “Аренда” можно увидеть во многих торговых центрах.
— Это еще один вопрос, который поднимался на заседании Комитета. Обсуждался вопрос о влиянии имущественного налога на бизнес и возможность понижения ставки налога на имущество организаций, а также увеличение размера налогооблагаемой площади торговых центров [комплексов] и помещений, фактически используемых для размещения торговых объектов. В 2017 году налоговая ставка для объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, установлена в Ставропольском крае в размере 1,5 процента на период 2017 года. Однако высока вероятность увеличения ставки налога с будущего года до 2 процентов.
Комитет ТПП СК не поддерживает увеличение налоговой нагрузки, считаем целесообразным учитывать не только кадастровую стоимость объекта, но и его местонахождение [городское поселение, сельская местность], а также установить размер налогооблагаемой площади торговых центров [комплексов] и помещений, фактически используемых для размещения торговых объектов, — свыше 3 тысяч квадратных метров, сделав ставку налога 1 процент на период до 2020 года.
Кроме этого, напрашивается вывод, что кадастровая оценка недостаточно объективна, кадастровая стоимость не соответствует рыночной.
Комитетом не поддерживается позиция Минфина Ставропольского края, которая сводится к тому, что малый бизнес не страдает от налога на имущество при ставке 2 процента. Данный налог может существенно увеличить налоговые расходы предпринимателей, компенсация которых потребует увеличения арендной платы, а это приведет к потере клиентов, недополучению прибыли и вытеснению с рынка вовсе.
Вы правильно сказали, что уже сейчас в торговых центрах много пустующих площадей. Это говорит о том, что и предпринимателей стало меньше. Изучение практики субъектов Российской Федерации по принятию Закона “О налоге на имущество организаций” показало, что во многих субъектах РФ [Ростовская, Саратовская, Томская области] налог не превышает 1,5 процента, а в некоторых [Республика Татарстан, Воронежская область] ниже 1,5 процента, а налогооблагаемой площади 250 квадратных метров нет ни у кого!
Вывод Комитета: в нынешних экономических условиях увеличение налоговой нагрузки на бизнес нецелесообразно, так как это может дать обратный эффект, и собираемость налогов упадет.
По итогам заседания Комитет написал обращение к губернатору Ставропольского края, в котором просил поддержать позицию Комитета и рассмотреть возможность выхода с законодательной инициативой в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации с предложением внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в части изменения системы санкций, применяемой надзорными органами по результатам проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов.
Также направлены письма губернатору СК и в Думу СК с предложением рассмотреть возможность внесения изменений в Закон Ставропольского края от 26 ноября 2003 года №44-кз “О налоге на имущество организаций” в части введения порядка исчисления налоговой базы по кадастровой стоимости для ТЦ и бизнес-центров, площадь которых составляет 3 тысячи квадратных метров и более. То есть оставить ставку налога для объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, в размере 1 процента до 2020 года.
Очень хочется надеяться, что наше мнение будет услышано.
 

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке