Секреты мастерства,или может ли быть современный художник финансово независимым?

К наиболее востребованным и коммерчески успешным творческим профессиям в России принято относить веб-дизайнеров и проектировщиков интерьеров. А вот остальных представителей художественных специальностей зачастую огульно причисляют к бесперспективным — и работу найти сложно, и достойный заработок.
О том, может ли искусство стать основным источником дохода, рассказала член Союза художников России, обладатель государственной стипендии Министерства культуры РФ, преподаватель студии “Старт” при галерее “Паршин” Екатерина Охрименко.
— Екатерина, давайте начнем с насущной темы — материального вопроса...
— Это действительно заслуживает обсуждения. Пока я преподавала в художественном училище, все время наблюдала такую историю — у студентов и абитуриентов в первое время присутствует эйфория. Они чувствуют себя настоящими бунтарями, особенно если это единственный в семье художник. Поэтому о заработке, о том, как стать на ноги и материально ни от кого не зависеть, никто не думает, особенно живописцы. И в итоге заоблачные мечты разбиваются о реальность, приходится кардинально менять сферу, как-то себя перекраивать, чтобы заработать на жизнь. Некоторые уезжают в более крупные города, и не столько для того, чтобы продолжить образование, сколько для поиска нового круга общения, заказчиков, возможностей экспонироваться в известных выставочных центрах. Оставшиеся в родных краях выбирают преподавательскую деятельность и становятся так называемыми воскресными художниками, когда для творчества время остается только на выходных.
И лишь у единиц получается быть свободным художником, чей главный заработок — картины. Но такие примеры существуют, один самых ярких — организатор студии “Старт” и исполнитель художественных заказов Александра Тарасова. Я тоже стараюсь, чтобы основной доход мне приносили именно заказы, творчество. К счастью, большие возможности сейчас открывают интернет-ресурсы — площадки для продажи работ, проведения аукционов.
— Исходя из вашего опыта, как бы вы охарактеризовали главную проблему подготовки творческих кадров?
— К сожалению, классическая система образования совершенно не уделяет внимания такому важному моменту, как подготовка качественного портфолио художника. А ведь это главный инструмент, благодаря которому можно сформировать впечатление о себе как о мастере перед потенциальным работодателем.
Презентационные работы должны быть представлены на высоком уровне: не постановочные учебные задания, а свои собственные наработки. Пусть будут небольшие картины, эскизы, лучше целая серия, которую объединяет общая тема. Как правило, у студента-выпускника уже чувствуется свой стиль, и он должен просматриваться в портфолио. Это может быть небольшая деталь, например особенный вертикальный штрих, или приоритетное использование какой-то техники, скажем, акварели и туши. Идеальное портфолио включает зарекомендовавшие себя работы, выставлявшиеся в галереях, салонах. Кроме того, все картины автора должны быть представлены в широком доступе — обязательно иметь свой сайт, страницы в соцсетях. Только так можно судить об уровне подготовки выпускника и его потенциале.
А еще нужно найти любимую тему и развивать ее. Например, мне очень нравятся натюрморты, потому что с помощью этого жанра можно реализовать даже самую необычную задумку. И для себя я выбрала особенную и, возможно, не для всех понятную нишу — пишу кукол. Спрос на картины с оригинальной тематикой действительно существует, например, в кругах коллекционеров. А если предложение востребовано, то его интересно развивать и дальше.
Я убеждена в том, что любой достойный труд должен быть оценен и оплачен. Художнику надо уметь продавать свои работы и чувствовать, какие из них будут пользоваться спросом. Как и у любого другого “производителя”, у него должно быть четко сформулированное коммерческое предложение. Нет смысла писать в стол, картины должны раскупаться.
— Живопись становится все более популярной в качестве факультативных занятий. Кто в основном посещает студии изобразительного искусства?
— Судя по посещению, услуга действительно востребована, причем не только среди детей. На мастер-классы и занятия с удовольствием приходят взрослые люди, чьи профессии далеки от творчества, — бухгалтеры, юристы. В моей группе ученикам от 25-27 до 50 лет. Молодежь учится рисовать, потому что как раз в этом возрасте, после нескольких лет работы, стремишься что-то поменять в своей жизни. Люди старшего возраста уже состоялись профессионально, им хочется заняться чем-то для души, вспомнить мечты юности. Очень приятно, что большинство учеников добиваются хороших результатов.
Добавлю, что вместе с Александрой Тарасовой мы не просто стараемся развивать творческие способности и предоставлять базовые знания. Мы считаем важной задачей помочь начинающим художникам, которые пришли к выводу, что надо получать от творчества доход, но пока не знают, как это сделать. Поэтому особое внимание уделяем грамотной подготовке портфолио, созданию интерактивных площадок для общения с потенциальными клиентами. Ведь современный художник должен прочно стоять на ногах и быть коммерчески самостоятельным.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке