Сколько стоят нервы

Нынешние реалии заставили немало людей если и не жестко экономить, то, по крайней мере, внимательнее относиться к своим расходам. Причем это касается как бизнесменов, так и “простых граждан”. И поэтому первым приходится тщательнее беречь репутацию, чтобы не растерять потенциальных клиентов, а вторым — более ответственно выбирать поставщиков товаров и услуг.
Ситуация такова, что, с одной стороны, активизировались фирмы, действующие откровенно нечестными методами, с другой — люди уже не готовы “прощать” некачественные товары и услуги и обращаются в суд. И нередко в заявлениях кроме традиционных пунктов о возврате потраченных средств и неустоек фигурирует пункт о возмещении морального вреда.

Цена страданий

Что это такое? “Если говорить упрощенно, то моральный ущерб — это физические или нравственные страдания, которые могут быть причинены человеку нарушением его прав. И теоретически они могут быть компенсированы в материальном эквиваленте, — объясняет заместитель генерального директора консалтингового агентства “Спасение” Борис Хлебников. — Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом всех обстоятельств. И, кстати, бремя доказывания лежит на истце.

Законодательством действительно предусмотрена защита прав потребителя, и, казалось бы, что все просто и понятно. За нарушением следует наказание. Однако, когда на практике сталкиваешься с делами, в которых присутствует пункт о компенсации морального вреда, встает вопрос о наличии достаточных доказательств. В этом и заключается проблема: доказать физические страдания несложно, но вот нравственные — практически невозможно.”

Кстати, в развитых странах, где закон почти всегда становится на сторону клиента, даже появилось такое понятие, как потребительский экстремизм. Хрестоматийный случай — “дело о чашке кофе”, когда жительница США в 1992 году отсудила у компании Макдоналдс 640 тысяч долларов. Облившись горячим кофе, она потребовала компенсацию в 3 миллиона. Столько ей не присудили, но прецедент был создан. И до сих пор немалому числу людей за границей удается отсуживать миллионы, причем не всегда за некачественные товары или услуги.

Однако в нашей стране такой способ заработка не приживется еще долго. Российский закон вроде бы весьма лоялен к потребителям. Но получить крупные компенсации сложно, даже если вы правы по всем статьям. Эксперты считают, что на более-менее серьезные суммы могут рассчитывать только те, кому был причинен вред здоровью. Да и то, порой на сбор всех необходимых документов уходит несколько лет. “В нашей практике в 99 процентах случаев поданных исков судьи снижают размер компенсации морального вреда до 500 рублей. Хотя коллеги и партнеры из Ростова-на-Дону, Батайска по аналогичным искам получали компенсацию в полном объеме. Так что практика в каждом регионе отличается”, — констатирует Борис Хлебников.
То есть истец тратит время, зачастую деньги на услуги юристов, но в итоге лучшее, на что он может рассчитывать, — возмещение материального ущерба. Грубо говоря, ему могут присудить возврат стоимости неработающей техники, услуг нанятых специалистов, но сколько было потрачено нервных клеток на хождение по судам, мало кого волнует.

Нет дела — нет денег

“Вообще я бы рекомендовала проблему каждого клиента сначала постараться решить в досудебном порядке. Поэтому мы всегда связываемся с предпринимателем, к которому возникли претензии. Будем объективны: порой руководство компании может и не знать, что его работник поступил неподобающим образом, особенно если фирма большая или же проблема вообще возникла по вине сторонней организации, — рассказывает председатель правления Ставропольской краевой общественной организации защиты прав граждан и потребителей Лейла Сароян. — Обычно мирное урегулирование конфликта устраивает обе стороны, но не всегда. Сейчас многое делается для развития бизнеса: предоставляются разного рода субсидии, льготы, снижается число проверок. И не все предприниматели используют возможности для развития правильно”.

По словам Лейлы Сароян, в Ставрополе был не один случай, когда, например, якобы изготовители пластиковых окон по факту оказывались мошенниками. Они привлекали потенциальных клиентов ценами ниже рыночных, брали в качестве предоплаты практически всю сумму [а некоторые граждане оформляли покупку за счет средств потребительского кредита], потом и обещания не выполняли, и денег не возвращали. При этом очень долго не удавалось подвигнуть правоохранительные органы на возбуждение уголовного дела, даже после того, как жалобы стали массовыми. Представители закона мотивировали отказы тем, что речь идет о гражданско-правовых отношениях, а не об уголовной ответственности. А когда даже дело трудно завести, о каком суде может идти речь.

Но и когда подобных сложностей не возникает, волокита вызывает недоумение. “Во многих случаях нам требуется полгода, а то и больше, чтобы гражданское дело с ценой иска до 50 тысяч рублей было принято к производству. Еще одна проблема: неоднозначная судебная практика: дела с одинаковыми требованиями имеют разные решения”, — продолжает Лейла Сароян.

P. S.
“Кстати, сейчас вариант “взять деньги за товар или услугу и исчезнуть” достаточно распространен. Особенно это касается таких сфер, как изготовление мебели и заказ автозапчастей. Иногда горе-бизнесмены скрываются, но нередко даже не думают это делать: денег на счетах нет, имущества нет, можно судиться сколько угодно, тут основной ущерб возместить практически невозможно, что уж говорить о моральном вреде, — констатирует Лейла Сароян. — А что касается последнего, суммы там даже не смешные, а оскорбительные. Сколько было ситуаций: суды длились годами, человек тратился на оплату услуг юриста, экспертизы и прочее, а ему присудили компенсацию морального вреда в размере 300-500 рублей. Речь о нескольких тысячах идет разве что в уголовных делах, когда нанесен вред здоровью, но это уже не наши случаи”.

Конечно, все сказанное выше не означает, что нужно смириться. Права отстаивать надо, потому что чем больше будет судебной практики, тем выше вероятность, что в будущем речь станет идти все-таки о более значимых суммах в качестве возмещения морального вреда. А пока страдают не только потребители, но и честные предприниматели, чьих клиентов переманивают ушлые дельцы, уверенные в своей безнаказанности.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке