Свободные художники в тренде

По результатам ежегодного глобального исследования Free Agent Survey выяснилось, что более 30% трудоустроенных жителей планеты используют так называемые гибкие формы занятости. Это не только свободный или плавающий график, но и фриланс, совместительство, удаленная работа и так далее. Для российских работодателей такая форма взаимодействия с сотрудниками пока не стала привычной, но немало из них уже оценили ее плюсы.
Не так давно в Ставрополе побывал директор рекрутингового агентства России Tom Hunt Владимир Якуба [на фото]. Он больше 10 лет работает в сфере подбора и обучения персонала, выступает экспертом на федеральных телеканалах и на страницах деловых изданий, ведет бизнес-тренинги и онлайн-семинары, а также проводит индивидуальные консультации для топ-менеджеров крупнейших компаний. То есть о подводных камнях подбора сотрудников знает не понаслышке. Эксперт рассказал “СБ” о том, почему удаленка приживается не во всех компаниях и на что следует ориентироваться руководителям, если они все-таки решили отойти от формата “только офис”.
Не все нужны в офисе
Для начала нужно разграничить понятия удаленной работы и фриланса, которые нередко путают. “Вы можете работать на компанию не в офисе и по индивидуальному графику, но при этом с оформлением трудового договора, регулярными переговорами по телефону или “Скайпу” в определенное время, с предоставлением отчетов и так далее. Здесь речь идет об удаленной работе. Фриланс же предполагает свободный график и, как правило, разовые заказы. Вы не привязаны к какой-либо компании, офису или одному начальнику, решение о выполнении тех или иных задач принимаете самостоятельно, — объясняет Владимир Якуба. — Впрочем, для нанимателя такие различия не особо принципиальны. И если о плюсах свободного плавания для работников написаны горы статей, то с точки зрения работодателей ситуация рассматривается нечасто”.
По мнению спикера, практически в каждой организации есть специалисты, которых можно перевести на удаленку или даже заменить фрилансерами. “Присмотритесь к своим сотрудникам, которые могут выполнять поставленные задачи вне офиса компании. Например, это IT-специалисты, дизайнеры, бухгалтеры, менеджеры по продажам, страховые и торговые агенты, маркетологи, рекламисты, журналисты. Предложив им дистанционный режим работы, вы значительно сократите свои расходы”, — уверен Владимир Якуба. Например, можно арендовать помещение гораздо меньшей площади, существенно снизить затраты на интернет-услуги, не тратить деньги на компьютер, принтер, мебель и т. д. Также вполне реально договориться о снижении заработной платы сотруднику на ту сумму, которую он ежедневно тратит на проезд до офиса”. Скорее всего, сократится время больничных, которые берут из-за болезни детей. А некоторые женщины гораздо раньше выйдут из декретного отпуска, если им позволят работать дома.
Немного о дисциплине
“Переведя сотрудника на удаленку, вы можете решить еще и вопрос дисциплины. Биоритмы человека никто не отменял. Кто-то из нас жаворонок, кто-то сова. Кому-то легко просыпаться и приезжать вовремя на работу, а кто-то регулярно опаздывает из-за того, что проспал, — констатирует Владимир Якуба. — Кроме того, часто опаздывают те, кому приходится добираться издалека: из-за пробок на дорогах, поломки машины, плохой погоды и прочего. А домашний режим позволит всегда приступать к выполнению своих обязанностей вовремя”.
Главный недостаток удаленки — сложность управления коллективом на расстоянии. И даже в крупных компаниях, особенно в провинции, руководство нередко уверено, что взрослые дееспособные люди будут выполнять свои обязанности только под строгим контролем и не смогут самостоятельно дисциплинировать себя. Конечно, есть те, кому такие характеристики подходят. Но вряд ли их большинство.
“Хотя не секрет: всегда существует риск, что наемные специалисты могут подвести в любой момент в силу различных причин. Теоретически сорванные сроки и низкое качество работы — это то, к чему должен быть готов работодатель при работе со свободными специалистами. Однако грамотно выстроенное взаимодействие и действенная мотивация сведут риски к минимуму”, — считает Владимир Якуба. И, в принципе, офисный работник также не застрахован от болезней, форс-мажора и т. д.
Фрилансера ещё нужно найти
И все же фрилансеры — это тренд, набирающий популярность. “Я работаю сейчас со многими внештатными сотрудниками. У меня есть один координатор, а все остальные находятся в разных городах: Волгограде, Киеве, Уфе. Если с фрилансерами работать на результат и быть абсолютно честным и прозрачным, не стесняться подписывать с ними договоры, не жадничать, хвалить, все получится, — утверждает Владимир Якуба. — Я настоятельно рекомендую задуматься, каких работников можно заменить свободными художниками”.
Однако, как ни странно, далеко не все люди желают трудиться дома, в любимом кресле. Желающих оставить офис пока немного. И тому есть несколько причин. При удаленной работе сложно подняться по карьерной лестнице, занять топовые позиции в компании. А “красивая” запись в резюме, безусловно, влияет на стоимость выполняемых услуг. У внештатных сотрудников отсутствует стабильный оклад, больничные, отпуска, пенсионные отчисления [при оформлении договора подряда]. Часто они боятся столкнуться с проблемным заказчиком. Недобросовестные компании нередко игнорируют заключение договоров с фрилансерами, а потом обманывают с оплатой выполненного проекта. И, как уже упоминалось, далеко не каждый может быть фрилансером в силу характера. Здесь придется самому искать работу, а выполнив заказ, добиваться причитающегося по праву гонорара. Хороший фрилансер — не только профессионал, но и дисциплинированный, самостоятельный, умеющий достигать поставленных целей человек. Иначе соблазн отложить на завтра то, что необходимо сделать сегодня, слишком велик и может свести на нет весь рабочий режим.
Простые правила
Итак, каковы основные правила работы со свободными художниками?
“Ищите сотрудника на специализированных сайтах. Постарайтесь узнать о нем как можно больше. Прочтите отзывы, оценки и прочую доступную информацию. Можете даже связаться с предыдущим заказчиком. Перед тем как доверить серьезный проект, дайте фрилансеру пробное задание. Оно должно быть простым и понятным, а также похожим на дальнейшую работу, — советует Владимир Якуба. — Предоплата обычно составляет 15-20 процентов от всей выплаты. Ее цель — показать платежеспособность заказчика. Остальную сумму можно разбить на несколько частей, выплачиваемых по мере выполнения работы. В этом случае риски обеих сторон становятся минимальными. Но не забывайте вести отчет всех расходов”.
Работодателю необходимо оговорить само задание, объем работы и сроки выполнения. Четко сформулированная задача облегчит работу исполнителю, а заказчик получит именно то, что хотел. Не стоит надеяться, что работа будет сделана качественно и своевременно без надлежащего контроля. Если вы заметили какие-то недоработки, сразу сообщите об этом исполнителю. И не забывайте напоминать фрилансеру, что, если у него есть вопросы, вы с радостью на них ответите.
Не доверяйте неопытному фрилансеру срочный и сложный проект. Кстати, новички обычно требуют гораздо меньшую оплату, чем профи. Однако желание сэкономить заставляет работодателей закрывать глаза на этот очевидный факт. И, если неподготовленный человек не справляется, они потом выступают против удаленной работы как явления.
“И еще есть правило, актуальное для взаимодействия как с офисными, так и удаленными сотрудниками. Мотивируйте работника! Например, назначьте премию за выполнение работы качественно и раньше срока. Или используйте прямо противоположную тактику: штрафные санкции за невыполнение работы вовремя, — резюмирует Владимир Якуба. — И запомните: одна задача — один человек. Желая сэкономить, не надейтесь, что единственный помощник сможет справиться со всеми видами разноплановых задач”.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке