Урожай проблем

Парадоксально, но факт: аграрное Ставрополье не может полностью обеспечить себя фруктами. Но есть надежда, что курс на импортозамещение исправит ситуацию. Этой весной в крае стартовала посадка плодовых саженцев.

Высаживать их будут на территории в 104 га, остальные площади засадят осенью. Правда, урожай удастся собрать не скоро, плодоносить новые сады начнут только на 3-4-й год. Обеспечивать население витаминами будут фруктовые деревья, посаженные 2-3 года назад.
Среди них больше всего яблонь, под эти деревья в крае отведено 3 тыс. га. Однако остальные культуры представлены значительно скромнее: черешня высажена на площади в 179,5 га, слива — 134 га, груша — 122 га, земляника — 90 га, вишня — 41 га, абрикос — 27 га. “Яблок у нас немало, — комментирует исполнительный директор ССПК “Сады Ставрополья” кандидат сельскохозяйственных наук Сергей Тюльпанов. — В позапрошлом году удалось собрать 28 тысяч тонн, а вот прошлый был неурожайным — он принес всего 15 тысяч тонн, в 2 раза меньше. Но даже если говорить о хорошей урожайности садов, тех площадей, которыми мы располагаем сегодня, недостаточно для обеспечения потребностей всего края”.
На Ставрополье в этом году на посадку садов и уходные работы была выделена существенная гос­поддержка. Минсельхоз РФ выдал 144 млн рублей, краевое ведомство добавило еще 10 млн рублей. Располагая такой суммой, планируется посадить 500 га новых садов. Средства из федерального бюджета ожидают и на строительство, реконструкцию и модернизацию плодохранилищ. Сложности связаны с тем, что хозяйства сначала должны вложить свои деньги, а после — получить компенсацию. Причем ее размер составит 20-25% от затраченной суммы, тогда как на закладку садов компенсация равна 50%. Естественно, никого не устраивает такой подход к вопросу реконструкции плодохранилищ, а они аграрному краю просто необходимы.
“Сейчас “Сады Ставрополья” могут держать в плодохранилищах не более трети урожая, — поясняет Сергей Тюльпанов. — Мы собрали 28-30 тысяч тонн фруктов, а храним около 11 тысяч тонн. Из них новым стандартам [благодаря которым можно значительно пролонгировать жизнь фрукта] соответствуют еще меньше хранилищ. Их площадь составляет около 5 тысяч тонн. Остальные плодохранилища — старые, советские, их нужно реконструировать и модернизировать”.
О нехватке плодохранилищ говорит и руководитель ООО “Интеринвест” [Георгиевский район] Александр Буглак: “По меньшей мере нам нужно в 3 раза больше плодохранилищ. Пока спасает то, что у нас молодые сады, но через год этот вопрос встанет точно”. Кстати, ООО “Интеринвест” — одна из немногих компаний в крае, которая выпускает продукцию [яблоки, черешня, сливы, груши] под собственным зарегистрированным брендом “Георгиевские сады” и располагает современным логистическим центром, а также сортировочной линией. Понятно, что проблем с реализацией не возникает — продукция компании представлена во многих крупных федеральных сетях. И, к сожалению, за пределы нашего края уходит львиная ее доля.
Найти ставропольские фрукты в местных супермаркетах и магазинах удается с трудом. Некоторые торговые сети даже высказывают на профильных собраниях производителей и продуктовых ритейлеров пожелания закупать побольше местной продукции, особенно яблок, которые сейчас найти на территории в должном объеме не получается. И эти претензии по большому счету обоснованы. “Скажем так, торговые сети готовы у нас закупать, но мы не готовы поставлять товар в соответствии с их требованиями, — рассуждает исполнительный директор “Садов Ставрополья”. — В крае есть только 1-2 предприятия, которые имеют необходимые производственные мощности, логистические центры и современные плодохранилища, чтобы хранить фрукты не 2-3 месяца, а держать их до мая. У большинства таких ресурсов нет. Поэтому конкурировать с иностранной продукцией пока мы не в состоянии. Фрукты местные КФХ и кооперативы поставляют неоткалиброванные, без красивой упаковки, в обыкновенных картонных коробках и не круглогодично. Мы можем сколько угодно ругать польские или молдавские яблоки, но заменить их в полной мере пока не получается. Уж слишком много проблем требует комплексного решения”.
И все-таки интерес к садоводству есть, причем проявляют его не просто владельцы небольших хозяйств. Инвестировать в закладку садов готов крупный отечественный бизнес. Так, совсем недавно Кочубеевский район посетила сибирская фирма, которая уже работает в Краснодарском крае, и сейчас в качестве площадки реализации проекта рассматривает Ставрополье. Они готовы посадить сад на площади в 500 га и оборудовать его всей необходимой инфраструктурой. Загвоздка в том, что на земле, поделенной на паи, найти единой массив такого объема, да еще и с садопригодной землей, сложно.
“Замечательно, что появляются желающие заниматься садоводством и инвестировать в эту область, — продолжает Сергей Тюльпанов. — И для таких целей нужно предоставить необходимую площадь. Тем более что выход из ситуации есть. В крае много старовозрастных садов, только в Новоалександровском районе под ними занято 420 га. Их нужно раскорчевать, после этого земле обычно дают отдохнуть в течение нескольких лет. Так вот, чтобы хозяйство не несло убытки в это время, сюда можно перенести с соседнего поля другие культуры: подсолнечник, рапс, кукурузу, пшеницу. А на их месте посадить новые сады, то есть поменять их местами. Тогда проблему с нехваткой садопригодных земель единым массивом можно решить”.
Возрастающий интерес к садоводству подтверждает и опыт КФХ “Манаков” [пос. Рыздвяный]. “Мы занимаемся производством плодовых, ягодных и орехоплодных саженцев 30 лет, — рассказывает агроном Иван Манаков. — Сезон на сезон не похож, но все-таки чаще покупают именно плодовые саженцы. Сады сейчас сажают многие. Немало оптовиков из Осетии, Махачкалы, КБР. Закупают саженцы и ставропольские колхозы, школы, детские сады, интернаты. Есть и частные лица”.
Руководитель крестьянско-фермерского хозяйства кандидат сельскохозяйственных наук Федор Аполохов [Шпаковский район, станица Темнолесская] уверен: природно-климатические условия нашего региона позволяют расширяться, обеспечивать население фруктами и поставлять их далеко за пределы края, как это было раньше. “Посмотрите на опыт Польши, — рассуждает он. — До 1970-х годов она не закрывала свои потребности по плодово-ягодной продукции, а сейчас стала крупнейшим экспортером земляники и яблок. Мы же всегда славились своими урожаями, собирали до 300 тысяч тонн плодовой продукции, а теперь скатились до 20 тысяч тонн”. По мнению Федора Аполохова, природные возможности для выращивания фруктов есть, и будь в крае перерабатывающие предприятия, они бы точно не простаивали. “Оставаясь оптимистами, можно сказать, что вопрос решаемый, по крайней мере за две пятилетки, — заключает он. — Но нужно учитывать комплекс проблем, в том числе усиление и подкрепление уже имеющегося кооператива с помощью объединения сотен садоводов разного уровня”.
Еще одна проблема, выделенная респондентами “СБ”, — нехватка кадров, точнее, отсутствие молодых специалистов. “Кафедра плодоводства у нас ликвидирована, так что новые специалисты получают образование за пределами края, а значит, и трудоустраиваются здесь они реже, — заключает Сергей Тюльпанов. — При этом количество желающих инвестировать в садоводство с каждым годом увеличивается, тем более в условиях запрета на ввоз импортной продукции. Но пока садоводы не могут себя чувствовать уверенно. Да, в этом году выделили значительные средства, и число желающих посадить сад, расширить или обзавестись хозяйством увеличилось. Но у нас нет гарантии, что на следующий год средства выделят в таком же объеме”. Добавляет он и то, что, если бы в крае было объявлено о 3-4-летней программе финансирования посадки садов, работать в этом направлении стало бы гораздо проще.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке