В мужских традициях

Принято считать, что подготовка ребенка ко взрослой жизни, его правильное развитие и воспитание — главные задачи, которые решаются школой и семьей. Но не стоит забывать и о роли неформального образования.

О мужском воспитании, проблеме самоидентификации и о том, как в игровой форме передать ребенку практические знания — от разжигания огня до ориентирования по звездам, корреспондент “СБ” побеседовала с основателем школы бойскаутов “Бизоны”, руководителем маркетинговой компании Денисом Ляпкало.
— Денис, как появилась мысль создать подобную школу?
— У меня есть сын, ему 6 лет. С самого начала я стараюсь воспитывать его в мужских традициях. Общаясь с ним, его друзьями, понял простую вещь: у современных детей нет ориентиров. Если раньше школьники стремились стать октябрятами, пионерами, то теперь у них полное отсутствие самоидентификации. Они не отождествляют себя с какой-либо социальной группой, у них нет целей, системы ценностей, и они не осознают себя частью общности. А вокруг, по сути, нет организаций и объединений, которые бы стимулировали к достижениям.
Я организовал достаточно городских социальных акций и мероприятий, чтобы понять: этого не хватает и взрослым людям тоже. Периодически у каждого возникает желание идентифицировать себя с частью какой-то группы. Но люди не до конца понимают, как это сделать, потому что государство такую возможность сейчас им не предоставляет.
Что уж говорить о детях, в частности мальчиках. По сути, их воспитанием никто не занимается. Современным родителям зачастую некогда, школа отвечает за образование, но не воспитание. А это две разные вещи. Вот и получается, что большую часть времени они проводят за компьютером.
— Почему именно бойскауты? В глазах многих это заимствование иностранных традиций...
— На мой взгляд, такое определение хорошо отражает суть школы. Почему именно скаутинг, а не пионерия? Последнее звучит архаично, а первое — более современно. Слово “скаут” [англ. scout] переводится с английского как “разведчик”.
В России считается, что это движение возникло в Америке, но на самом деле оно зародилось в Великобритании. В 1907 году его основал британский военачальник Лорд Роберт Баден-Пауэлл. А через пару лет организацией отрядов бойскаутов занялись и в России, в частности, полковник Олег Пантюхов в Царском Селе. До революции даже успели провести скаутский съезд, утвердивший устав и организационные моменты. После Октябрьской революции движение распалось, но на его основе создали пионерскую организацию. Фактически скаутинг трансформировался — ряд атрибутов остался прежним: значки, галстук, даже девиз “Будь готов!”.
Полностью это движение развалилось в 1990-е годы — пионерские отряды прекратили свое существование, а скаутинг еще не возродили. Сейчас такие организации существуют, но первоначальной идеи в чистом виде — добровольная и независимая организация, где делается акцент на спорт и воспитание характера, без политической или религиозной идеологии, — я не вижу.
— Какие принципы существуют в этом движении? И как происходит обучение?
— Фундаментальные принципы изложены в Конституции Всемирной организации скаутского движения. Их три — долг перед Богом, перед другими и перед собой. В нашей школе они звучат немного по-другому: любовь к себе, к миру, который окружает, к своим близким и помощь другим.
Обучение у скаутов происходит через дело. Например, в нашей группе мальчики 6-8 лет. И мы делаем то, что интересно в их возрасте, — ходим в походы, изучаем астрономию, занимаемся творчеством, гончарным делом. Таким образом они и узнают о новых для них вещах. Так, недавно в одном из походов мы нашли в речке залежи голубой глины и принесли ее с собой — теперь будет из чего мастерить предметы. Много внимания уделяем спорту — плаванию, просто физическим упражнениям на открытом воздухе. Еще мы разработали курс финансовой грамотности, но для этого нужны ребята постарше.
Думаю, это и есть мужское воспитание — подготовка образованного, спортивного, сильного, но при этом неагрессивного человека, который к тому же обладает какими-то прикладными знаниями, позволяющими выжить в любых условиях и наладить быт.
— Поделитесь планами.
— Хотелось бы расширить возрастные границы учеников, набрать ребят в возрасте 14-17 лет. На мой взгляд, это самый сложный период, когда действительно нужно стараться уберечь их от пагубного влияния, чем-то занимать и увлекать. Но такой аудитории уже требуются совершенно другие инвестиции — обычными походами и игрушками их не заинтересуешь.
Поэтому поиск инвестора для этого проекта — самая главная задача. Тянуть школу своими силами долго не получится, сейчас практически все развитие происходит за счет личных средств — аренда помещения, трансфер, расходные материалы для творчества. Мы подходим к выбору наших учителей очень тщательно, и все они волонтеры. Главное, чтобы они могли научить ребенка чему-то интересному, например, плаванию или тому, как построить скворечник или разжечь костер. Но это занятия для малышей, а вот ребят постарше нужно увлекать другими вещами, что требует существенных инвестиций. Прекрасно, если бы интерес к проекту проявило государство, это открыло бы хорошие перспективы.
Все знают ставшую уже избитой фразу о том, что настоящих мужчин нет, что они перевелись. А мне бы очень хотелось, чтобы они были.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке