Виртуальная реальность

Многие люди воспринимают киберспорт как специфическую субкультуру. Однако сейчас, когда он стал коммерческой индустрией, его потенциал очевиден. В него инвестируют крупнейшие бизнесмены, создаются холдинги, занимающиеся организацией чемпионатов, развитием медиапроектов и содержанием команд. А за многомиллионные призовые фонды сражаются игроки, чей средний возраст — 20 лет.

Сейчас игровые соревнования с использованием компьютерных технологий внесены в реестр официально признанных видов спорта. Развитию этого направления способствует и тот факт, что государственную аккредитацию стали проходить региональные отделения. В конце июля ее получила и Ставропольская федерация киберспорта.

Корреспондент “СБ” встретилась с руководителем организации, индивидуальным предпринимателем Сергеем Кузьминым.

— Сергей, что дает новое положение и новый статус федерации?

— Для начала поясню, что в 2001 году киберспорт уже вносили в список Минспорта. Таким образом, наша страна стала первой, кто его признал на официальном уровне. Но через 5 лет аккредитацию просто не продлили, объяснив это тем, что он был недостаточно массовым. Спустя еще 10 лет ситуация повторилась. Теперь согласно Всероссийскому реестру видов спорта виртуальные соревнования получили равные права с футболом или хоккеем. В документе указаны следующие дисциплины киберспорта: “боевая арена”, “соревновательные головоломки”, “стратегия в реальном времени” и “технический симулятор”.
Такие изменения дают возможность проводить общероссийские соревнования, а самим спортсменам — присваивать разряды и звания. Федерация может разрабатывать правила, вносить их на утверждение в Минспорт, подавать запрос на чемпионаты в единый календарный план, формировать сборную. Мы же получили официальное право заниматься развитием киберспорта в крае.

Добавлю, что интерес очевиден во всем мире. Не в последнюю очередь это происходит потому, что в киберспорт вливают огромные инвестиции, а игроки получают впечатляющие гонорары. В 2015 году трансляция крупнейшего киберспортивного турнира по просмотрам обошла финал NBA и собрала 27 миллионов человек. Турнир Epicenter в Москве в прошлом году собрал 7 тысяч зрителей на трибунах. Призовой фонд составил 500 тысяч долларов, половина из которых досталась победителю. Но самый крупный призовой фонд у ежегодного турнира The International — в этом году более 20 миллионов долларов. Причем он пополняется каждую минуту, в зависимости от объема продаж внутриигрового контента компании-разработчика.

— Турниры в основном проводятся именно для команд. Как она должна выглядеть в идеале? И сколько тратится на ее содержание?

— В идеале команда состоит из 5 человек. В штате должен быть тренер, который с ними занимается, разбирает ошибки после каждой игры, да и вообще контролирует деятельность, потому что возраст киберспортсменов от 16 до 25 лет. Это молодые люди, которым нужен ментор, наставник. Также с профессиональными игроками работает психолог, поскольку, как и в любом виде спорта, здесь присутствует серьезная нагрузка. Участники могут жить в разных городах, но им нужно регулярно собираться на буткемпы. То есть в их арсенале должна быть тренировочная база, где они смогут готовиться к чемпионату.

В нашей стране пока что зарабатывают только крупные игроки, которые в свое время зарекомендовали себя. Профессиональные лиги действительно получают очень хорошие деньги, потому что участвуют в коммерческих турнирах. Это команды уровня Tier-1, за ними следуют полупрофессиональный уровень Tier-2. На сегодняшний день на содержание даже такой команды уходит от 50 тысяч долларов в месяц, не считая призовые и средства, которые ее участники зарабатывают на рекламе.

В России известных команд, игроки которых уже зарекомендовали себя в разных дисциплинах, набирается около десятка. То есть 1-2 процента от общей массы спортсменов. Это надо понимать. Самое обидное, когда новичок, молодой человек, видя баснословные призовые, думает, что может повторить успех другого, бросает учебу, работу и с головой уходит в киберспорт, но не добивается ничего.

Сейчас аккредитация федерации, в том числе на региональных уровнях, открывает новые возможности перед игроками среднего уровня. Они смогут играть на полупрофессиональных турнирах за счет появления спортивных разрядов, формирования сборных команд. У них появится стимул выигрывать местные чемпионаты, чтобы в перспективе стать мастерами спорта и, быть может, получить приглашение играть за какую-нибудь интересную команду.

— А если говорить о локальном уровне, есть ли у нас команда? Какие проходят соревнования?

— В свое время уровень наших спортсменов был очень хорошим. На счету земляков, в том числе девушек, победы в крупных чемпионатах. Но это поколение уже выросло, выбрало другую сферу деятельности. Сегодняшние молодые спорт­смены тоже перспективны, но, сравнивая с уровнем подготовки ребят из того же Краснодара, можно сказать, что мы уступаем.

Если говорить о сборных, совсем недавно у нас появилось несколько студенческих команд, которые демонстрируют неплохие результаты. Что касается сборной края, она должна состоять из спортсменов, которые имеют разряд, или тех, кто себя показал на кубках города или края. Но поскольку аккредитацию мы получили совсем недавно, таких мероприятий пока еще не было. Так что о команде говорить рано. Сейчас идет работа над другим важным вопросом — подготовкой судей. Без них не будет никаких соревнований. Приятно отметить, что на днях мне вручили первую судейскую книжку в крае.

— Как владелец собственного бизнеса, ответьте: интересна ли спонсору региональная команда по киберспорту?

— Стоит для начала сказать, что компьютерный клуб я открывал, потому что обязательным условием для создания краевой федерации было наличие площадки для проведения мероприятий. Не думал, что он будет приносить существенные деньги. Для меня было важно, чтобы прежде всего окупилась аренда помещения, где можно было бы собирать всех наших участников. Но, как оказалось, люди до сих пор ходят в компьютерные клубы, так что это стало относительно прибыльным бизнесом.

Что же касается привлечения инвестиций, здесь важны результаты. Нужно убедить спонсоров, что мы чего-то стоим: показать команду с интересным составом, организацию, которая будет заниматься проведением соревнований, раскрученные группы по киберспорту с определенным количеством подписчиков. Все это сделать вполне реально. Так что сейчас перед нами открывается большой фронт работ.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке