Время, запечатлённое в камне

На прошлой неделе отмечался День архитектора. Что думают представители профессии о возводимых сейчас зданиях? Какими они видят перспективы развития отрасли? Как вообще оценивают архитектурный облик краевого центра?
Об этом и многом другом рассказывает президент Альянса свободных ставропольских архитекторов Виктор Маркелов.
— Виктор Алексеевич, не могу не спросить, повлияла ли на работу архитекторов нынешняя сложная экономическая ситуация в стране?
— К сожалению, повлияла, и очень сильно. У большинства архитекторов сейчас практически нет заказов. Многоэтажки штампуются по типовым проектам, разработанным при строительных компаниях, как и многие бизнес-центры, на которые, что называется, без слез не взглянешь.
Естественно, в кризис люди стараются сэкономить на всем, но ведь архитектор — как раз тот человек, который готовит проект с нуля, понимает, как нужно его вписать в окружающую обстановку, учитывает перспективы, а не только рассчитывает технические параметры. Архитектора можно сравнить с хорошим портным, умеющим “посадить” костюм даже на нестандартную фигуру и при этом сделать его произведением искусства благодаря деталям. Речь идет, разумеется, о профессионалах своего дела.
Но немало зданий не только неудобны для жителей, но и создаются в отрыве от инфраструктуры, не вписываются в обстановку эстетически. Последнее особенно касается исторического центра Ставрополя, где когда-то красивейшие дома иногда соседствуют с безвкусными торгово-офисными центрами, выглядящими как чужеродные элементы.
— Так коммерческие здания хотя бы отличаются внешним разнообразием...
— Да, но каким? Может быть, строения сами по себе и оригинальны, но они диссонируют с окружающей средой. Если монолит из черного стекла будет органично смотреться среди многоэтажек в таком же стиле, то в старом центре он выглядит просто нелепо. Да что говорить о новострое, когда исторические здания реконструируются самым безобразным образом, теряя всю свою ценность. Вместо красивейших деревянных дверей на зданиях в стиле модерн появляются глухие железно-стеклянные двери, постройки позапрошлого века перекрашиваются в совершенно жуткие цвета и так далее.
Впрочем, есть и примеры того, как изначально отлично спроектированные сооружения, благодаря дизайнерам, превращаются в нечто отталкивающее. Пример тому довольно известный торговый центр в Юго-Западном районе, чью архитектурную оригинальность невозможно оценить из-за обилия рекламы, за которой не видно даже фасада. Нет, я не хочу сказать, что плохо все, есть и удачные решения, но их до обидного мало.
— Вы упомянули, что нынешние новостройки неудобны для жизни...
— Некоторые из них — ухудшенный вариант хрущевок. Но в последних все-таки был установлен минимум жилплощади для однокомнатной квартиры — 36 квадратных метров. Общая площадь сегодняшней квартиры-студии примерно 25 квадратных метров. Да, можно тенденцию объяснить тем, что основная масса потенциальных покупателей просто не потянет большие квартиры. Но, согласитесь, лучше бы властям сначала подумать о том, как дать людям возможность нормально зарабатывать, чем одобрять сомнительные условия проживания. Такое жилье подходит максимум для одного человека, но ведь чаще всего его приобретают молодые семьи.
Опять-таки те же хрущевки планировались с учетом инфраструктуры, сейчас же строятся огромные микрорайоны, в которых не предусмотрены школы, детские сады. А парковки вообще отдельная тема. Да, чиновники говорят о том, что нужно строить по принципу “хотя бы одно паркоместо на квартиру”, но в реальности мы видим совсем другую картину.
— Кстати, о парковках. Не секрет, что в Ставрополе наблюдается их нехватка. Есть ли выход из ситуации без вреда для внешнего вида города?
— При желании выход всегда есть. Имеются удачные примеры подземных парковок, расширения улиц, создания карманов для машин и так далее. Но сейчас мы наблюдаем, как по городу расставили паркоматы, ничего не сделав для удобства автомобилистов. Фактически люди также бросают авто на улицах, где нет ни охраны, ни наблюдения, ни навесов, но теперь еще и должны платить за это. Решение непродуманное и уже вызывающее массу нареканий у жителей.
— Несколько лет назад вы говорили, что в вашей отрасли остро стоит кадровый вопрос. Что-то изменилось?
— Да, радует, что в Ставропольском строительном техникуме стали готовить архитекторов. И вроде бы рассматривается вопрос об организации обучения в вузах. Сейчас большинство представителей профессии — люди пенсионного и предпенсионного возраста, молодежи мало, что объяснимо. Ближайшие вузы находятся в Ростове-на-Дону, и многие начинающие специалисты уже не желают возвращаться обратно. Хочется надеяться, что ставропольские выпускники найдут себя в родном городе. Например, на выставке, организованной в честь Дня архитектора, представлены работы не только маститых авторов, но и молодых талантов.
— Но все равно общая картина вырисовывается грустная…
— Увы, зато реальная. И она не изменится, пока вместо творческих конкурсов проводятся тендеры. Выбираются не те предложения, в которых учитываются особенности города, а самые дешевые. И получается, что выигрывают фирмы из соседних регионов, которые Ставрополь видели разве что на кадастровом плане. В результате имеем то, что имеем. А ведь здания строятся не на 10 и не на 20 лет. По ним в немалой степени потомки станут судить о нас, о нашей эпохе. И есть вероятность, что она запомнится как время железобетонных гетто, умирающих исторических памятников и хаотичной застройки.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке