Все мы в одной упряжке

Недавно в краевом центре прошла специализированная выставка мебели, собравшая производителей со всей страны.

Корреспондент “СБ” пообщалась с одним из ее участников — генеральным директором мебельной компании “Премиум” Сергеем Родичевым [Дзержинск, Нижегородская область], чтобы узнать историю формирования его бизнеса и то, почему отечественная мебель не уступает зарубежной.

— Сергей Евгеньевич, почему вы решили открыть мебельное производство?

— Я работал коммерческим директором в строительной фирме, но она закрылась. Так что в 2002 году пришлось идти на мебельное производство обычным обивщиком. Через некоторое время решил, что пора организовать что-то свое. Выкупил у знакомых новое оборудование, которое они привезли из Китая: кромочный, фрезеровочный и два фрезерных станка. С них все и началось. Государственной поддержки не видели никакой, и поначалу производство, что называется, было на коленке.

Со временем приобрели новое оборудование — итальянское, немецкое, есть и китайское, а вот российского у нас нет. В нашей стране ничего не выпускают для мебельной промышленности — ни кромочных, ни форматно-раскроечных, ни сверлильно-посадоч­ных станков.

Постепенно выкупили и помещение, а также землю под производство — около двух гектаров. В общем, начинали работать на небольшом участке маленьким коллективом — 6 человек. Теперь штат расширился до 150 сотрудников, в нашем распоряжении целое предприятие — цех, склад, производственно-бытовой корпус.

— В каком сегменте решили работать и как определялись с ассортиментным рядом?

— Продукция относится к сегменту эконом-класса. Что касается ассортимента, первоначально ездили на выставки. Помню, что первая, куда я поехал, была в Новосибирске. Нередко бывали в Москве и других городах. Изначально просто смотрели на то, что продается, что хорошо раскупается. Делали упор на эту продукцию и приступали к ее выпуску.

Начинали мы с кухонных уголков: тогда они составляли 80 процентов выпускаемой продукции, и только 20 процентов — корпусная мебель. Со временем это соотношение поменялось, и сейчас уголки занимают не больше 5-7 процентов от всего ассортимента.

— Что было самым сложным на этапе становления компании?

— Уплата налогов. Это самая большая сложность. На что развиваться? Производство можно сравнить с живым организмом. Если говорить образно, его нужно все время подпитывать, а если оно не будет питаться, то начнет чахнуть. Если хочешь удержаться на рынке, нужно регулярно закупать новое оборудование, организовывать лучше рабочие места, проводить модернизацию, закупать материал.

До 2011 года было намного проще, мы могли что-то отложить. Даже во время кризиса 2008 года было легче, чем сейчас, потому что фактически он нас не коснулся. Мы сильно уменьшили собственную прибыль, оставив цены на прежнем уровне, и отработали на ура. Да, прибыль была небольшая, но мы развивались за счет оборотных средств. А за последние два года не купили ничего. Сейчас все по-другому: отрабатываем зарплату, материалы и кредиты.

— Чем можно поддержать нашего производителя?

Создать комфортные условия. Например, давать льготные кредиты — не под 10-15 процентов годовых, а максимум 4-5 процентов. В таких сложных условиях находятся производители по всей стране. Говорю так, потому что есть друзья, занятые в этой сфере в других городах, — Брянске, Ижевске, Волжске. Все мы в одной упряжке.

— Ставропольские производители как один жалуются на кадровый голод, в первую очередь нехватку специалистов рабочих профессий. У вас есть такая проблема?

— Она есть у всех, независимо от региона. Сложно подобрать не только рабочих, но и найти человека на должность, которая требует наличия высшего образования. В стране нет профучилищ, техникумов, институтов, которые выпускали бы специалистов для мебельного производства: столяров, операторов станков с ЧПУ, упаковщиков.

Мы как-то брали выпускников техникумов на практику, в итоге остался один человек. Молодых специалистов приходится всему обучать заново. Но удивляет даже не это, а отношение к своей работе — им неважно, хорошо они справились или плохо. Мы в свое время очень сильно переживали за брак, старались его исправить. Теперь отношение другое — равнодушие. Как брать таких специалистов на предприятие? Конечно, можно многому научить прямо на производстве, но базовые знания нужны обязательно.

— Одно время к отечественному производителю относились с предубеждением, и, если была возможность, предпочтение отдавали зарубежным товарам. Сейчас ситуация другая?

— Поверьте, мы не так сильно отстаем от Запада, как принято считать. Это так же, как говорить, что лучшее оборудование только европейское. Немцы, например, перешли на блоковое оснащение. Если что-то выходит из строя, просто меняется конкретный блок. А стоит он огромных денег, таких, что кружится голова. Так что не все так радужно, как кажется.

Западное производство находится на более высоком уровне, потому что у них автоматизированные процессы, они располагают серьезными дизайнерскими отделами. Но и мы не стоим на месте. Я регулярно бываю в командировках за рубежом, так что могу судить: мебель, выпущенная в России, ничуть не хуже, сделанной в Италии или еще где-то. Отличается только ценник.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке