Вселенная комиксов

На протяжении не одного десятилетия комиксы на Западе приносят издателям колоссальную прибыль. В нашей стране к этому жанру долгое время относились с предубеждением, как к детской забаве. Однако сейчас его любители есть в каждом городе, и формируют они отдельную аудиторию со своими предпочтениями. А спрос, как известно, рождает предложение.

Корреспондент “СБ” встретилась с владельцами магазина “Четвертая стена” Ильей Ефимовым и Александром Автуховым, чтобы поговорить о развитии стартапа, востребованности комиксов у современной аудитории и том, почему электронный аналог не сравнится с настоящей книгой.

— В нашей стране, за исключением юной аудитории, жанр комикса малоизвестен. Расскажите о нем. Были ли у нас аналоги?

Илья: Думаю, всем известно, что он сочетает в себе черты изобразительного искусства и литературы. Другими словами, это истории, рассказанные изображениями. Например, есть графические романы. Они характеризуются большим масштабом и сквозным сюжетом, но существуют и совсем короткие сюжеты — стрипы. Что касается отечественных аналогов, то они, конечно, были. Правда, назывались по-другому — “истории с картинками”.

Одним из самых популярных журналов в 1990-е годы был “Муха”, печатавший комиксы для взрослой аудитории. Но для большинства этот жанр ассоциируется именно с детьми. Видимо, потому, что первые издательства, покупавшие лицензию на Западе, знакомили читателей с классическими персонажами — Микки-Маусом, Томом и Джерри. С недавнего времени представление о возрастной категории любителей комиксов кардинально меняется. Подогреть интерес помогли и западные фильмы, блокбастеры. Их успех спровоцировал открытие новых издательств.

Не так давно стали появляться русские комиксы. Хочу заметить, что у нас немало интересных авторов. Те, кто считает, что отечественные художники сильны только в хохломской росписи и натюрмортах, сильно заблуждаются. Есть прекрасные молодые иллюстраторы. Большую известность получил Евгений Яковлев из Казахстана, чьи работы публикуются по всему миру. И это не единственный пример. Можно сказать, что отечественная комикс-индустрия сейчас переживает подъем.

— Почему решили объединить усилия и заняться именно этим направлением? Каких инвестиций потребовало открытие бизнеса?

Александр: Мы с Ильей вместе работали над другим проектом — магазином настольных игр по федеральной франшизе. Аудитории любителей комиксов и интеллектуальных игр плотно пересекаются. Мы уже знали их предпочтения и вкусы. Так что решили, что специализированный магазин комиксов, скорее всего, станет востребованным.

Открыли его буквально за 2 недели. Поставщиков выбирал Илья. Первая закупка нам обошлась в 150 тысяч рублей. Поэтому открывались с небольшим ассортиментом. Мы работаем только с лицензионными изданиями, но даже они могут быть весьма демократичными по цене. Самые дорогие экземпляры — энциклопедии, их стоимость может достигать 4 тысяч рублей. Они раскупаются очень быстро, в основном в подарок.

И все-таки на комиксах в нашей стране миллионов не сделаешь. Да, эта сфера приносит прибыль, небольшую, но стабильную. Если говорить о нас, она была в первый же месяц. Свою роль сыграли грамотное планирование товарных запасов и закупка востребованной продукции. Однако этот магазин мы рассматриваем как отправную точку для работы в издательском деле.
В России уже есть подобные интересные примеры, когда издательства открывают любители комиксов — привлекают инвестиции, получают лицензию на выпуск на русском языке комиксов крупнейших американских компаний и приступают к производству.

Илья: Сама идея пришла, когда я не смог найти ни в одном магазине нужный комикс. Заказ через Интернет означал долгое ожидание доставки. И в голову пришла мысль: если я столкнулся с такой проблемой, значит, она знакома многим любителям этого жанра. О том, насколько проект окажется удачным, мы не знали. Ориентировались на свои интересы и предпочтения.
Добавлю, что среди клиентов не только молодежь, но, что очень приятно, и люди среднего возраста. Многие покупают издания для изучения языка — английского, испанского, японского.

— Интересно узнать ваш взгляд на будущее печатной продукции. Тем более сейчас, когда правят бал электронные гаджеты.

Александр: Я бы с вами не согласился. Буквально пару недель назад на глаза попалось исследование, где приводилась статистика, свидетельствующая о том, что доход от продажи печатной продукции потихоньку возрастает. А в своем интервью президент одного из старейших издательских домов Hearst Magazines Дэвид Кэри заявил, что печатные издания будут жить всегда.
Да, рынок электронных носителей наполнился и отвоевал свою часть аудитории. Но цифровые технологии не смогут вытеснить обычные книги, ведь театр не исчез с появлением телевидения. У меня тоже есть электронный ридер, но при этом мне доставляет большое удовольствие коллекционировать и перечитывать комиксы. Потребность в печатной продукции очень большая. И у нее есть своя аудитория, которая, надеемся, сохранится и приумножится.

— Как собираетесь популяризировать комикс-культуру?

Александр: Сейчас мы развиваем наше креативное пространство. На базе магазина в ближайшее время планируем провести серию лекций по истории возникновения и развития этого жанра. С одной из ставропольских художниц уже договорились о проведении семинаров по созданию комиксов. А еще регулярно проводим ярмарки — ставим минимальный порог участия и собираем всех желающих. С собой нужно приносить сборники или отдельные стрипы, которые владельцу уже не нужны, но вполне могут пригодиться кому-то еще. За них назначается определенная цена, и начинается оживленная торговля. Таким образом, мы знакомим любителей этого жанра и предоставляем им площадку для общения.
Вообще, хочется отметить, что в нашем городе немало грамотных специалистов: переводчиков, иллюстраторов, даже ребят, которые удаленно работают редакторами в ведущих российских комикс-издательствах. Так что, на наш взгляд, в Ставрополе чувствуется большой потенциал для развития этого направления.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке