Жильё и земли под контролем

Недавно Комитет по управлению муниципальным имуществом Ставрополя порекомендовал жителям города уточнить границы земельных участков. Это позволит распоряжаться территорией, не нарушая закон. Впрочем, вопросов, так или иначе касающихся недвижимости, интересующих ставропольцев, немало.

Уточняя, обезопасить
Но начнем с земельных моментов. Если вашему участку уже присвоен кадастровый номер, но в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о его границах, то придется выполнить ряд действий. “Для уточнения границ участка и его площади необходимо обратиться к кадастровому инженеру и заключить договор на выполнение необходимых работ. После этого у вас на руках будут документы, которые позволят беспрепятственно распорядиться земельным участком, в том числе продать, подарить, заложить в банк, застраховать или передать по наследству, а также совершить иные действия, предусмотренные действующим законодательством”, — перечисляет заместитель руководителя Управления Росреестра по Ставропольскому краю Виктор Бовша.
Есть еще одна немаловажная и веская причина установить точные границы участков — соседи. И речь идет не только о частных домах, но и о бизнес-строениях. Нередки случаи, когда недобросовестные собственники захватывают чужие территории, не имеющие точных границ.
Кстати, выделяется несколько типичных нарушений, связанных с землей. Среди них изменение фактических границ земельных участков в сторону расширения. К слову, не всегда владельцы выходят за пределы территории умышленно, порой они сами имеют весьма примерное представление о них. Так что уточнение границ — это для таких случаев. Другое нарушение — использование территории не по целевому назначению. Здесь уже классика жанра, когда на месте ИЖС появляется магазин, а вместо запланированного сада — многоэтажка.

Узнать собственника
Как упоминалось выше, вопросы с недвижимостью — одни из самых актуальных, и касаются они не только участков. Покупка жилья — значимое событие в жизни человека. Но чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нужно быть уверенным в чистоте сделки. “Первый и очевидный шаг — выяснить, кто собственник квадратных метров. В числе прочего для этого проще всего получить выписку из ЕГРН, содержащую адрес, наименование, кадастровый номер, площадь, ФИО правообладателей, их долевое участие, наличие и отсутствие обременений — залога, ареста, запрещения и прочих, — подчеркивает Виктор Бовша. — При наличии обременений отра­зятся сведения о том, в чью пользу и на какой срок они установлены, а также прочие всесторонние данные о жилье. Получить выписку из ЕГРН можно через МФЦ или в Кадастровой палате [обратившись лично в офис МФЦ или Кадастровой палаты либо оформив заявку на сайте]. С вариантом личного визита, думаю, знакомы все: надо в офисе написать заявление, оплатить госпошлину и через пять рабочих дней прийти за выпиской. Но лучше поступить проще: зайти на сайте ведомства в подраздел “Получение сведений из ЕГРН” в разделе “Электронные услуги и сервисы”, заполнить поля запроса, выбрать способ получения выписки [в электронном либо бумажном виде]”. Бумажный вариант вам отправят почтой. Но есть нюанс: электронный документ содержит цифровые реквизиты органов Росреестра и имеет юридическую силу только в электронном виде. При распечатывании такая выписка юридическую силу теряет и носит только информационный характер. Впрочем, когда нужны только точные сведения, бумажной копии вполне достаточно.

Приходить не обязательно
Вообще электронные сервисы способны значительно облегчить жизнь. Например, в Управление Росреестра по краю с начала работы сервиса для подачи документов на госрегистрацию прав в электронном виде поступило через Интернет более 20 тысяч заявлений. Причем львиная доля пришлась на нынешний год. За первые месяцы 2017 года краевое управление вошло в десятку лучших в стране по показателям доли государственной услуги по регистрации прав в электронном виде.
“Но я считаю: еще есть к чему стремиться и надо максимально популяризировать сервис. Он позволяет гражданам и бизнесу напрямую обращаться в Росреестр за получением одной из наиболее популярных и сложных услуг ведомства. И благодаря современным информационным технологиям заявители могут не терять время на визит в офис, — считает Виктор Бовша. — С начала года уже доработаны сервисы для получения в электронном виде наиболее востребованных госуслуг ведомства — регистрация прав, кадастровый учет, единая учетно-регистрационная процедура и предоставление сведений из ЕГРН”.
Так, теперь в электронном виде можно подать заявление и необходимые документы для регистрации перехода или прекращения права на объект недвижимости, ограничения и обременения прав для объектов, сведения о которых содержатся в ЕГРН, направить заявление и документы на одновременное проведение кадастрового учета и регистрации прав. Доработаны и запущены сервисы “Личный кабинет правообладателя” и “Личный кабинет кадастрового инженера”, а также “Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online”, которые предоставляют актуальную информацию из ЕГРН. В “Личном кабинете” есть возможность заранее спланировать визит в офис Федеральной кадастровой палаты для получения услуг Росреестра.

Разделить и радоваться
И раз уж зашла речь об актуальных вопросах недвижимости, то стоит рассказать еще об одной проблеме. Уже несколько лет многие люди выбирают покупку жилья в частном секторе, в том числе в коттеджах. Но ситуации бывают разные: меняются собственники, оказывается, что документы были оформлены неправильно [особенно такое актуально для приобретений в период хаотичной застройки лет 10 назад]. И тогда приходится делить дом на несколько хозяев. “Процедура не совсем простая. Дело в том, что большая часть недвижимости подпадает под определение неделимого имущества. Но чаще всего выход есть. Оптимальным вариантом будет мирное соглашение между собственниками, когда домовладение не теряет статус целостного объекта недвижимости, а просто переходит в долевую собственность. В таком случае “раздел” происходит на основании письменного соглашения о порядке пользования между владельцами, — объясняет Виктор Бовша. — В нем надо определить текущие расходы на содержание дома, порядок эксплуатации мест общего пользования и прочее”.
Так что решение проблем с землей и недвижимостью при грамотном подходе не такая уж и сложная процедура. Главное — знать, в какое ведомство обратиться и как сэкономить время, например, при получении ряда документов.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке