Для успеха большинства любых начинаний необходимо заранее спланировать действия. Так и любое здание или сооружение невозможно без проектирования. Уже несколько лет в крае существует СРО НП “Проектировщики Северного Кавказа”.
О том, в чем заключается его деятельность, корреспондент “СБ” побеседовала с директором объединения Владиславом Ярмаркиным.
— Владислав Юрьевич, для чего вообще в свое время понадобились СРО?
— Раньше действовала система государственного лицензирования, однако ее посчитали излишне коррумпированной. И для упрощения работы проектных и строительных компаний были созданы саморегулируемые организации. Они сами принимают решения о приеме в свои ряды той или иной компании с выдачей допуска к определенным видам работ.
В Европе еще несколько десятков лет назад поняли, что профессионалы гораздо лучше чиновников разбираются в нюансах своей отрасли, мы же пока только проходим фактически путь становления в сфере саморегулирования.
— Несут ли участники СРО материальную ответственность?
— Да, конечно. Как у строителей, так и у проектировщиков есть обязательные вступительные взносы. У нас они составляют от 150 тысяч рублей. Все эти средства формируют так называемый компенсационный фонд. Если вдруг по решению суда проектировщик будет признан виновным, из этих денег возместят ущерб клиенту. И, кстати, после потраченную сумму участники СРО обязаны восполнить. Такая солидарная ответственность дисциплинирует.
— Скажите, а какое-то реальное влияние на решения, принимаемые чиновниками относительно облика города, СРО имеет?
— К сожалению, не такое, как нам бы хотелось. Да, мы состоим в двух городских советах при администрации Ставрополя — экологическом и общественном. Но наши пожелания носят рекомендательный характер, потому что какое-то более ощутимое взаимодействие с чиновниками в законе не прописано. Еще как вариант, когда инициативы региональных СРО выносятся на обсуждение в Национальное проектное сообщество и после обсуждения на общем съезде делегируются в Думу. И уже на парламентском уровне есть вероятность, что наши пожелания будут рассмотрены.
Но вот, допустим, хотелось бы принимать участие в тендерных комиссиях, однако пока в наши полномочия это не входит. А жаль, на мой взгляд, все-таки выбор делать должны профессионалы от отрасли, и не только по принципу “чем дешевле, тем лучше”. Потому что порой наименьшую цену предлагают компании, которые Ставрополь видели, в отличие от местных организаций, только на карте.
— Каково ваше мнение как профессионала об облике краевого центра?
— Если говорить непосредственно о жилых домах и торгово-офисных центрах, то тут нареканий нет. В большинстве своем они возводятся в соответствии с требованиями, например, той же сейсмики. Так, в некоторых районах города запрещено строить здания выше 5 этажей. Тех, кто нарушил закон, сейчас обязали привести вновь строящиеся дома в соответствие.
Но другое дело, как новостройки выглядят в контексте остальных сооружений. Тут я могу уже рассуждать как обыватель, но думаю, многие со мной согласятся: городу нужен единый облик. Например, красивейшую историческую часть портят совершенно не гармонирующие с ней точечные застройки. В этой связи вспоминаю рассказ моего знакомого, который сейчас живет в Калифорнии. Я обратил внимание, что на фото все дома на его улице выдержаны в одной цветовой гамме. Так вот, оказалось, что там даже забор человек не имеет права покрасить на свое усмотрение. Нужно обратиться в соответствующие структуры, которые порекомендуют определенный колер. У нас же порой строят кто во что горазд. И на мой взгляд, помочь тут сможет только четко разработанный генплан и контроль.
— Кстати, в советское время еще было принято и так называемое транспортное планирование. На ваш взгляд, можно решить проблему пробок в Ставрополе?
— Как показывает опыт других городов, нет нерешаемых задач. Я несколько раз бывал в Череповце, и если лет 10 назад город стоял в пробках, то сейчас там прогресс налицо. Дороги расширены, четко выделены полосы для общественного транспорта, видеокамеры строго фиксируют все нарушения. И хотя пробки не исчезли полностью, общественный транспорт ходит как часы. Возможно, на ставропольских улицах для их расширения пришлось бы пожертвовать зелеными насаждениями вдоль дорог, но ведь деревья можно вырастить и в других местах. Хочется надеяться, что и в Ставрополе проблемы будут решаться, тем более что вполне реалистичных проектов у нас достаточно.
Беседовала Анна Учаева
|