Избранные цитаты:

Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем

Гесиод

Стройка и ремонт

30 июня 2014Деловой подход к квадратным метрам

Офис — это не только столы, стулья, компьютеры, но также люди: сотрудники и клиенты. Технику покупают по определенным параметрам системные администраторы, а кадры принимают на работу на основе собеседования. А по каким принципам выбирается помещение, в котором люди будут стучать по клавишам и отвечать на телефонные звонки?

Существуют две основные концепции организации офисного пространства — кабинетно-коридорная система и Open Space [открытое пространство]. Для России характерен первый вариант — так организованы практически все госучреждения, а также многие частные фирмы. Длинные коридоры, кабинеты, рассчитанные на несколько сотрудников, отдельные кабинеты для высшего руководства — такую планировку можно встретить в зданиях, построенных несколько десятков лет назад. При этом, чем старше здание, тем труднее изменить внутреннее пространство.
“Здание, в котором находится бизнес-инкубатор Ставрополя, расположено в центре города, что весьма привлекательно для ведения бизнеса, оно является памятником культуры и исторического наследия, было построено в 1890 году. Основные плюсы центрального района, помимо “духа истории”, — разветвленная транспортная сеть, практически пешеходная доступность различных ведомств. Минусов тоже хватает: автомобильные пробки, перегруженность инженерной инфраструктуры и изношенность коммуникаций здания, ограничения на размещение рекламных конструкций”, — считает менеджер управляющей организации — Торгово-промышленной палаты Ставропольского края Лариса Зименко.
Она уверена, что выбор офисного пространства зависит от вида деятельности компании. “Офисы кабинетного типа — это хороший старт для бизнеса. У нас получить имущественную поддержку может предприниматель, срок деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает один год. Такой подход позволяет начинающему бизнесмену встать на ноги, не вкладывая серьезных средств в аренду и ремонт помещения”, — рассказывает Лариса Зименко.
И все же кабинетно-коридорные планировки офисов уходят в прошлое. Все чаще и чаще встречаются офисы формата Open Space. Такую тенденцию легко объяснить. “Этот формат стал популярен благодаря европейскому дизайну. Часто слышишь фразу: “Хочу как в фильме”. Сейчас не только офисы, но и квартиры строят с так называемой свободной планировкой, что удобно и дизайнеру, и строительной организации, и заказчику. Это экономия времени и финансов. Но если клиент скажет, что ему хочется коридор с кабинетами, то он его и получит”, — объясняет дизайнер Алла Ворушилина.
Эта концепция офиса реализуется в помещении, не разделенном капитальными стенами. Для зонирования офисной площади используются мобильные и стационарные перегородки. Такой офис больше соответствует современным формам управления, позволяет применять новые способы внутренней координации и коммуникации. К тому же отсутствие коридоров и дверей экономит площадь.
По словам директора дизайн-студии ID Interior Design Анны Доктор, в организации офисного пространства обязательна ориентация на профиль заказчика. “Банки и юридические компании традиционно олицетворяют надежность. Современный дизайн им не подходит. При оформлении таких пространств нужно соблюдать определенные каноны, стандарты. Такие офисы должны создавать у клиентов ощущение надежности, гарантии результата, — говорит Анна Доктор. — А вот для творческих студий, рекламных агентств, мастерских и ателье подойдет более свободный, нестандартный стиль с функциональной мебелью и мобильными перегородками. Такой вариант оформления офиса позволит делать перестановки и облегчит общение клиентов и сотрудников фирм”.
Существуют модели бизнеса, которым для рентабельной работы нужно всего лишь одно оборудованное рабочее место. Снимать для этого целый кабинет экономически невыгодно. Тогда на помощь приходят офисные помещения, работающие по принципу коворкинг-центров. “Участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее помещение, оборудованное всем необходимым для работы, для своей деятельности. Плюсы подобных центров — это возможность обмена опытом и информацией в различных сферах, невысокая арендная плата и взаимовыгодная реклама, — объясняет руководитель центра финансового учета и отчетности “Реноме” Виктория Рудаева. — Такие офисные пространства будут интересны начинающим предпринимателям и юридическим лицам, а также юристам и адвокатам, которые осуществляют частную практику. При этом деятельность арендаторов не дублируется, но пересекается, и иногда обслуживание клиента происходит со стороны двух и более арендаторов. Например, клиент пришел в наш центр и обратился за юридической помощью [создание ООО]. Соответственно, такому клиенту потребуются бухгалтерские услуги и так далее. И всех специалистов он может найти в одном месте”.
Не каждый работодатель станет заказывать оформление офиса у профессионала. А жаль. Ведь хороший дизайнер и с выбором материалов поможет, и нужную рабочую атмосферу создаст. По словам Аллы Ворушилиной, у нас в городе не развита культура привлечения дизайнера к работе над офисным пространством. “Но развивать ее просто необходимо. Ведь в офисах мы проводим значительную часть своего времени. Дизайнер создает не просто картинку, а определенную рабочую зону, учитывая психологические, физиологические, антропологические, экологические факторы. Это не просто покрашенные стены и расставленные столы. Это правильное освещение, кондиционирование. В грамотно оформленном офисе и работается лучше”, — говорит дизайнер.
“А мой офис там, где мой дом”, — убежден программист-фрилансер Евгений Кислицын. Молодой человек занимается созданием сайтов, для работы ему нужны компьютер и доступ в Интернет. Поэтому снимать целый офис или даже место в коворкинг-центре ему невыгодно. “Но это не значит, что я работаю за кухонным столом среди разбросанных бумаг и грязных кружек”, — продолжает рассказывать молодой человек. Если вы приняли решение работать на дому, то нужно очень ответственно подойти к оформлению рабочего пространства. В идеале офис должен находиться в отдельной комнате. В офисе, даже домашнем, обязательно должны быть стол, стул, тщательно продуманы системы хранения документации. “Немаловажно заключить со своими домашними своеобразный договор: когда вы работаете, вас не должны отвлекать. В крайнем случае можно тихонько постучать в дверь и зайти, дождавшись утвердительного ответа”, — советует Евгений Кислицын.
Правильное оформление офиса для бизнеса — это не только стены, пол и потолок, но и грамотно расположенные зоны отдыха для клиентов и сотрудников, а также ненавязчивая реклама, формирующая имидж компании и влияющая на отношение клиента к продукту или услуге, которую данная компания предоставляет. По мнению Аллы Ворушилиной, оформление офиса, выполненное хорошим дизайнером, будет работать на бизнес клиента, принося ему определенный доход.

Молоканова Мила