Пример перед глазами

В прошлом месяце в Москве состоялся первый Всероссийский форум “Наставник”, который собрал несколько тысяч человек со всей страны. На одной площадке были представлены лучшие практики наставничества в различных отраслях — корпоративной, социальной, образовательной и других.
Тем приятнее, что по итогам конкурса, проходившего в рамках форума, в номинации “Digital-наставник” победу одержал ставрополец, комьюнити-менеджер Александр Речицкий [на фото].
— Александр, для начала поясните, что входит в вашу сферу деятельности? И какой проект вы представляли?
— Комьюнити-менеджер скорее западное явление, которое часто встречается в крупных организациях и корпорациях. Это профессия нужна там, где необходимо взаимодействовать с сообществом, созданным вокруг какого-то проекта, чаще всего в онлайн-формате. Такой специалист — носитель идеи, который увлекает всех остальных участников и отвечает за создание, развитие, управление и общение внутри сообщества. Классический пример мотивации окружающих — история с Томом Сойером, когда он красил забор так увлеченно, что другие мальчишки начали просить “дать покрасить”.
Теперь поясню, как это связано с проектом, представленным на конкурсе. По первому образованию я специалист по защите информации. Десять лет назад, еще будучи студентом, начал работать над созданием бесплатной открытой операционной системы для компьютеров. Сама идея была хорошая, но проблема заключалась в том, что над ее разработкой трудилось мало людей, нужно было больше кадров. Тогда я придумал создать вокруг проекта сообщество, в котором наверняка бы нашлись разработчики, готовые помочь. Позвал всех друзей, знакомых, начал рассказывать о проекте на различных форумах. Со временем группа в социальной сети выросла до четырех с лишним тысяч человек. И среди них находятся только те, кому действительно интересно следить за разработкой.
То есть, по сути, я стал кем-то вроде посредника между участниками сообщества и разработчиками. Мне нужно было создать такую атмосферу, чтобы людям было интересно общаться, делиться профессиональным опытом и приятно работать над общим проектом. А в этом и заключается задача комьюнити-менеджера.
Однако, как оказалось, в итоге у меня даже получилось нечто большее. Сообщество переросло в форум разработчиков, где люди собираются и занимаются решением общей проблемы, в нашем случае — созданием операционной системы. Через некоторое время удалось организовать его офлайн, на базе СКФУ. Главной темой стало обсуждение и создание прототипов новых мобильных приложений для Ставрополя. К слову, одна из родившихся тогда идей получила путевку в жизнь. Сейчас уже действует приложение на телефоне, которое позволяет жителям обратиться в администрацию города с пожеланием, просьбой или обращением. В этом году также есть планы провести еще один подобный форум, но по другой теме.
— Расскажите, как вы попали на форум “Наставник”?
— Увидел объявление о его проведении и подумал, что вся моя деятельность как раз и связана с практикой наставничества, передачей опыта. Отправил заявку, и неожиданно пришло сообщение, что у меня хорошие шансы на победу. С поездкой на мероприятие финансово помогли СКФУ и краевое Министерство экономического развития.
О том, что запланировано крупное мероприятие, организованное Агентством стратегических инициатив, я знал, но не представлял его масштабы. На нем собралось около 12 тысяч человек. На конкурс прислали более 4 тысяч проектов. А победили всего 25. Я выиграл в специальной номинации “Digital-наставник”.
Особенно поразила большая выставка наставнических практик, начиная от рукоделия и заканчивая промышленными производствами. Как оказалось, для них это особо актуальная тема. Молодых специалистов зачастую приходится переучивать, но наставничество на предприятии позволяет не только развить потенциал, но и удержать новых сотрудников. Опытный работник быстрее приобщит новичка к традициям компании, поможет освоить тонкости специальности, адаптироваться к конкретному рабочему процессу, обучить технике безопасности. На форуме нам нередко повторяли, что живое общение между наставником и учеником делает процесс передачи ценных знаний и умений более эффективным.
Добавлю, что совсем недавно в Ставрополе на базе СКФУ прошел окружной форум “Наставник”. Его цель — тиражирование успешных практик на территории СКФО. Мероприятие объединило несколько сотен наставников на предприятиях, в институтах развития, органах власти, представителей окружных бизнес-объединений. Было бы прекрасно, если бы такое событие проводилось регулярно.
— Любопытно узнать, как вы сами относитесь к институту наставничества?
— Честно говоря, мне в жизни очень не хватало наставников в обучении. Взять хотя бы поступление в вуз и определение специальности. После школы очень сложно сделать такой выбор. Сейчас молодежи попроще — больше возможностей. В школах со старшеклассниками проводят профориентационные работы, в вузах анализируются предпочтения студентов и молодым специалистам помогают в выборе дополнительного образования. Но так было не всегда, и прекрасно, что сейчас ситуация меняется.
И еще, на мой взгляд, система наставничества нужна не только тем, кто хочет обрести новые знания, но и тем, кто их передает. Особенно мне запомнился на форуме проект “Морской центр капитана Варухина” [Великий Новгород]. Это клуб юных моряков, и его возглавляет уже более 50 лет один и тот же человек — Николай Варухин. Он вдохновил своим примером тысячи ребят. Прекрасный опыт наставничества, хотелось бы, чтобы подобных организаций в стране было как можно больше.

  • Дата публикации: 12-03-2018

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке