Реалии современной жизни таковы, что знаний, полученных в университете или академии, для успешной карьеры уже не хватает. Поэтому все большее распространение получает бизнес-образование. Что это такое, сколько стоит и как наличие такого диплома отражается на карьере ставропольских управленцев, узнавала корреспондент “СБ”.
В местной деловой среде отношение к бизнес-образованию неоднозначное. Одни относятся к нему с подозрением, как к лишней трате времени и средств или в лучшем случае как к модному веянию. Другие видят в нем реальный механизм для улучшения своих профессиональных качеств и, соответственно, привлекательности в глазах работодателей.
По мнению специалистов, на сегодняшний день получить диплом о бизнес-образовании можно в рамках высшего образования, профессиональной переподготовки, MBA, а также через различные программы, тренинги и семинары. Сравнивать эти варианты не представляется возможным — каждый выбирает то, что ему ближе, понятнее и доступнее.
По словам гендиректора ООО “Инфо-Бизнес” Татьяны Есютиной, работодатели прежде всего обращают внимание на наличие высшего образования, уровень компетентности и трудовой стаж, но дополнительное образование послужит плюсом для соискателя.
Естественно, по числу обучающихся и денежной массе лидирующее место занимает традиционное вузовское образование. “Однако назвать его бизнес-образованием даже с большой натяжкой сложно, прежде всего из-за невысокого качества и отсутствия связи с практикой”, — комментирует директор партнерства “Управленческий консалтинг”, руководитель направления обучения и консалтинга Бюро тренинга и консалтинга PERSONNEL TOUCH, тренер-консультант Борис Жогин. — Президентская программа подготовки управленческих кадров наиболее популярна на Ставрополье в силу своего демократизма, низкой стоимости, а также, при всех недостатках, эффективности”.
Масштабная программа, которая реализуется в стране с 1997 года, готовит именно управленческие кадры. Ее целевой группой являются специалисты с законченным высшим образованием, имеющие не менее 5 лет трудового стажа, из них не менее трех — управленческого.
“За время существования программы в Ставрополе ее выпускниками стали более тысячи человек, — рассказывает руководитель НП выпускников Президентской программы “Ставропольский Союз Менеджеров” Светлана Сасина. — За это время я видела людей, которые преследовали совершенно разные цели. Одни получили образование двадцать лет назад и хотели “обновить” свои знания, другие — повысить профессиональный и образовательный уровень, третьи стремились стать более компетентными в сфере создания собственного бизнеса. Знаю даже тех, которые обучались в московских вузах и становились участниками, уже имея прекрасные социальные проекты, специально для того, чтобы их работы прошли через лучшие умы России. Как выпускница программы, могу добавить, что она подвигла меня к открытию своего бизнеса. Появилась уверенность в себе, своих знаниях, новый опыт. Конечно, участие в программе не обещает стопроцентный успех в карьере, но это становится хорошей стартовой площадкой”.
Если говорить о других примерах, то среди выпускников Президентской программы немало значимых фигур, в их числе представители крупных компаний — “Азот”, “Арнест”, “Вымпелком”. “Думаю, можно сказать, что первые выпуски были наиболее богаты на сильных управленцев I ранга, — продолжает Светлана Сасина. — Таких как депутат Государственной думы Андрей Мурга, зампред краевого правительства Андрей Бурзак, министр энергетики, промышленности и связи Ставропольского края Дмитрий Саматов, зампредседателя правительства Тульской области
Павел Воронин. Результаты обучения дали себя знать, и уже в следующих наборах учились их начальники отделов, финансовые директора и замы. Последние 3-4 года наблюдаю новый всплеск — подросло следующее поколение, новые управленцы со своим видением”.
Что касается рынка профессиональных тренингов и семинаров, то он развит слабо. “Услугами тренинговых компаний пользуется менее 5 процентов предприятий Ставрополья, — продолжает Борис Жогин. — Работает на юге России — в ЮФО и СКФО — меньше 4 процентов профессиональных российских тренеров и консультантов. Заказчик требования к тематике и качеству тренингов чаще всего сформулировать не может, а если и формулирует, то заявленные им потребности очень редко совпадают с реально существующими”.
На ставропольском рынке есть и предложения по получению профессиональной квалификационной степени в сфере менеджмента, предназначенной для руководителей среднего и старшего звена. “Неопределенная ситуация с обучением по программам МВА — мастера делового администрирования, наиболее серьезной формой подготовки менеджеров-профессионалов, — добавляет Борис Жогин. — Программы наиболее известных российских школ MBA стоят от 300 тысяч рублей и слишком дороги для ставропольцев. Другой вариант — популярные в провинции mini-MBA, которые вовсе не являются сокращенным вариантом “полного” МВА, как наивно считают многие”.
Как отмечает директор представительства Русской школы управления в СКФО Екатерина Лубенская, mini-MBA — авторская образовательная программа Русской школы управления, рассчитанная на руководителей и собственников бизнеса. От MBA она отличается краткосрочностью курса и тем, что включает в себя только практически применимые техники. Для одного участника такая программа обойдется в 147 тыс. рублей.
“Исключив дисциплины, имеющие к бизнесу опосредованное отношение, разработав модульную структуру обучения, максимально наполнив курс кейсами, получили полгода интенсивных занятий по востребованным бизнес-тематикам. В настоящее время программа аккредитована государством, и по окончании курса выдается документ государственного образца о повышении квалификации”, — поясняет Екатерина Лубенская.
По мнению кандидата юридических наук, директора Южно-Русского научно-образовательного центра Сергея Иванникова, преимущества профессиональной переподготовки заключаются прежде всего в удобстве получения новых знаний, гибком выборе образовательных программ и в цене. “Актуальность получения дополнительной квалификации, а с переходом на систему образования бакалавр-магистр и первой, достаточно высока. Если же рассматривать получение дополнительной квалификации как альтернативу второму высшему образованию, то лучшего предложения не найти”, — отмечает он.
В удаленных от Москвы регионах бытует мнение, что бизнес-образование ничего не решает. Зато у нас играют огромную роль родственные связи и знакомства, тогда как дипломы и сертификаты всего лишь украшение рабочего кабинета. Между тем, по мнению некоторых специалистов, качество и востребованность бизнес-образования постоянно растут.
Так, по словам Бориса Жогина, провайдеры утверждают, что спрос на бизнес-образование увеличивается на 20-30% в год. “Основная преграда на пути качества обучения — отсутствие у выпускников вузов опыта самостоятельного изучения и решения проблем, развитых аналитических способностей, навыков самообучения и критического мышления”, — продолжает он. Пожалуй, в таком случае затраченные на свое образование средства не самый худший вариант капиталовложения.
Дарья Дараганова
|