Все больше потребителей предпочитает отовариваться в супермаркетах. Но означает ли это, что мелкие продовольственные магазины уйдут в прошлое? Вряд ли. Просто их владельцам придется принять новые правила игры, чтобы выжить на современном рынке.
О том, как это сделать, на минувшей неделе говорилось на совещании в краевом Минсельхозе, которое прошло в необычном формате закупочной сессии. В мероприятии участвовали представители производственных предприятий края, руководство продовольственного ритейлера Х5 Retail Group [сеть “Пятерочка”] и профильные чиновники.
Председатель Комитета СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Андрей Хлопянов [на фото справа] подчеркнул, что чем больше будет крупных игроков на нашем рынке, тем больше надежды на пополнение бюджета, увеличение занятости населения, а появление конкуренции означает снижение цен.
По его словам, Ставрополье — самодостаточный регион, мы выпускаем практически все виды пищевой продукции, в целом ежегодно ее доля по России постоянно растет. “Только плодов и овощей у нас производится порядка 750 тысяч тонн, мяса — 240 тысяч тонн, молочной продукции — 125 тысяч тонн, муки, круп, макарон — 470 тысяч тонн, безалкогольных напитков и минеральной воды — 475 миллионов литров. Хорошо развита алкогольная промышленность, причем по всем направлениям: вина, коньяки, водка и так далее. Поэтому необходимо, чтобы крупные торговые сети учитывали особенности региона”, — отметил Андрей Хлопянов.
“Торговля для нашей страны — очень важная отрасль. Она формирует более трети всего валового продукта, по статистике каждый десятый россиянин работает в этой сфере и больше 10 процентов налоговых поступлений идет от нее — больше, чем от газовой отрасли, — констатирует директор по корпоративным отношениям Х5 Retail Group Михаил Сусов [на фото слева]. — Но как только в любом регионе появляется новая торговая сеть, у местного бизнеса возникает вопрос: что делать дальше — игнорировать, взаимодействовать, закрываться? На основании своего опыта работы подскажу несколько сценариев, которые есть у магазина, оказавшегося рядом с крупным супермаркетом.
Конечно, не нужно бояться конкурировать, потому что сети тоже, как говорится, не без греха. Но объективно силы не равны: закупочная и логистическая мощь на стороне крупных сетей”.
Поэтому, по словам Михаила Сусова, достаточно выгодный вариант — уйти в узкую специализацию, допустим, открыть магазин по продаже только мяса, сыра или хлебобулочной продукции. “Понятно, что в супермаркете никогда не будет представлен столь глубоко ассортимент определенной группы товаров, как у того, кто занимается исключительно ею, — добавляет он. — Другой способ — вовремя продать или сдать в аренду свое помещение. А третий сценарий — стать частью федеральной сети. Например, есть программы обратного франчайзинга, когда владелец или арендатор площади может взять все технологии франчайзера и впоследствии уже не думать каждый раз, где приобрести товар и как обеспечить ценообразование. Если же вы — производитель продукции, то для вас станет выгодным решением изготавливать ее для торговой сети, которая фактически возьмет на себя заботу о бренде, рекламе, рынке сбыта”.
Директор Южного дивизиона формата “дискаунтер” [сеть “Пятерочка”] Х5 Retail Group Владимир Трепаков заметил, что крупные торговые сети заинтересованы в обороте, трафике, увеличении числа магазинов. Для этого наценка на товар должна быть минимальной. По его словам, предпочтение отдается скоропортящейся продукции, которая нужна людям практически ежедневно: молочке, мясу, хлебобулочным изделиям.
Присутствующие на мероприятии cтавропольские предприниматели задали руководителям Х5 Retail Group множество интересующих вопросов. Понятно, что с каждым потенциальным поставщиком работа будет вестись индивидуально. Но в итоге все стороны пришли к единому мнению, что долю ставропольских производителей на полках магазинов сети “Пятерочка” нужно увеличивать.
Анна Учаева
|