Поиск

Новости

Аппетитные инвестиции

25 Сентября 2013 (Среда)
Пищевая промышленность Ставрополья с 2011 года привлекла более 10 млрд рублей инвестиций, сообщил зампредседателя правительства края Николай Великдань. Ведущими отраслями,…

Вложения в птицеводство

25 Сентября 2013 (Среда)
Северо-Кавказский банк ОАО “Сбербанк России” финансирует крупный птицеводческий проект, реализуемый ЗАО “Ставропольский бройлер”. Только за август 2013 года Северо-Кавказским банком…

Бюджет похудеет

25 Сентября 2013 (Среда)
Доходы краевого бюджета планируется уменьшить более чем на миллиард рублей. Это связано с тем, что ряд крупных плательщиков налогов перешли…

Налоговый вестник

25 Сентября 2013 (Среда)
— Когда наступает срок уплаты имущественных налогов за 2012 год?На вопрос отвечает начальник отдела работы с налогоплательщиками УФНС России по…

Ещё больше МФЦ

16 Сентября 2013 (Понедельник)
На данный момент два существующих многофункциональных центра [МФЦ] в Ставрополе [один на улице Голенева, второй на улице Мира] обслуживают до…

Прирастаем зеленью

16 Сентября 2013 (Понедельник)
Очередная масштабная акция по высадке молодых деревьев запланирована в Ставрополе на эту осень. Как сообщили в Комитете городского хозяйства, на…

Взяться за тренажёры

16 Сентября 2013 (Понедельник)
Как сообщает пресс-служба администрации Ставрополя, сити-менеджер Андрей Джатдоев поручил проработать вопрос размещения заказа на антивандальные тренажеры на местных промышленных предприятиях.“В…

Что такое эконом

16 Сентября 2013 (Понедельник)
Общепринятого понятия жилья экономкласса в России до сих пор не существовало. Однако на днях проект приказа Госстроя был размещен на…

Наши сайты

Все для Вас
Сайт агентства
Сайт газеты «Айболит»
Сайт газеты «Круглый год. Дом. Сад. Огород»
Сайт Нескучной газеты
Сайт газеты «Флирт»

Статистика сайта

Реклама

Самая свежая информация химчистка салона автомобиля у нас на сайте.
Монополия на погребение PDF Печать E-mail
14.12.2010 09:15
Мало кто из нас задумывается о том, что рано или поздно будет хоронить своих родных и близких. А это значит, что придется обращаться в фирму по оказанию ритуальных услуг. Огромный и сложный рынок этих услуг, на котором теперь работает и немало субъектов частного бизнеса, в нашей стране, увы, практически бесконтролен. Как ни удивительно, ритуальные услуги — сфера, не закрепленная официально ни за одним ведомством. И, наверное, единственная государственная структура, представителей которой волнует, что в ней происходит, — это Федеральная антимонопольная служба. Именно она в последние годы и разбирается с непростой ситуацией, сложившейся на этом рынке, в том числе и с так называемыми гробовыми для льготников.
Российский закон “О погребении и похоронном деле” написан около 15 лет назад. Его трактовка привела к тому, что рынок похоронных услуг в нашей стране стал смещаться к монополизации со стороны МУПов и ГУПов. А монополизм, как и стоило ожидать, привел к росту цен и снижению качества услуг. Проверки УФАС во всех регионах показывают, что в большинстве городов в этой сфере работают компании-монополисты и нарушения закона о защите конкуренции — обычное дело для этих организаций.
Изменил ситуацию один прецедент. В сентябре 2008 года Президиум Высшего арбитражного суда [ВАС] РФ в рамках рассмотрения дела Красноярского УФАС России разъяснил, что закон о погребении, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Таким образом, было разъяснено, что оказывать услуги по погребению, наделяться статусом специализированной организации могут не только МУПы и ГУПы, но и организации частных форм собственности. А также то, что органы местного самоуправления не могут передавать общественные кладбища в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта.
Эти несложные разъяснения фактически перевернули данную сферу. До этого момента закон трактовали двояко. Добросовестные власти качественно исполняли свои функции, управляя кладбищами, создавая условия для доступа к услугам организаций различных форм собственности, тем самым гарантируя гражданам выбор услуги, как по цене, так и по качеству. Но были и другие. Они создавали “карманные” организации, наделяя их функциями власти, делая из данной сферы источник личного обогащения.
Благодаря разъяснениям ВАС РФ в 2009 году проведена большая работа по возврату земель в управление муниципалитетов. По результатам проведенных проверок в 61 субъекте на территории 390 муниципальных образований выявлены нарушения антимонопольного законодательства. Возбуждено 241 дело о его нарушении.
В провинциальном Ставропольском крае ситуация на этом рынке более мирная, чем в других регионах страны. Но и свой монополист у нас имеется — Муниципальное унитарное предприятие ритуальных услуг “Обелиск”. Недовольных качеством предоставляемых им услуг и высокими расценками достаточно, но в силу особенностей российского менталитета обиженные МУПом люди не захотели, чтобы упоминали их имена. Но и без этого на сайте Арбитражного суда Ставропольского края достаточно информации о судебных тяжбах этой организации с различными службами и структурами, в том числе и государственными. Чего только стоит эпопея с обращениями “Обелиска” во все возможные инстанции с иском против УФАС по Ставропольскому краю, в котором говорится, что в МУПе и не думали нарушать антимонопольное законодательство. Только вот оснований для удовлетворения иска не нашел ни один арбитражный судья.
В этом году в Госдуму РФ планировалось внести пакет законопроектов по реформированию похоронного дела, но когда он будет преобразован в реально действующее законодательство и к каким результатам это приведет в итоге, пока трудно предсказать.
В первую очередь в новом законе необходимо более ясно прописать разделение функций по содержанию, эксплуатации и благоустройству кладбищ за счет средств бюджетов и полномочий специализированной службы, реализующей государственные гарантии в сфере похоронных услуг за счет бюджетных средств. Другими словами, провести черту между тем, что должны делать муниципалитеты и организации, действующие на рынке.
Также необходимо отделить работы и услуги по содержанию и благоустройству кладбищ от оказания услуг, связанных с погребением на их территории. Муниципалитет должен по конкурсу выбрать организацию [в соответствии с законом о размещении госзаказа], которая за бюджетные деньги проследит за благоустройством и при этом не будет касаться услуг погребения и тем более наделяться какими-либо контрольными функциями за организациями, действующими на рынке.
Кроме того, муниципалитетам следует на конкурсной основе выбирать организации, предоставляющие услуги по погребению невостребованных и безродных покойников. Минимальный уровень обслуживания должен быть установлен и утвержден органами местного самоуправления при расчете цен на осуществление так называемых бесплатных захоронений за счет средств бюджета.
Необходимо реальное качественное оздоровление отношений на рынке ритуальных услуг и в части взаимодействия компаний с властью, и прежде всего при предоставлении услуги гражданам. Все документы, правила, требования, предъявляемые местными властями, федеральными, должны быть доступны и понятны простому человеку, чтобы в любой момент у него была ясная возможность требовать обоснования и цен, и качества услуг.
Мария Зорина
 
Кстати. Ситуация, когда муниципальные власти, не желая вникать в проблемы и задачи похоронного дела, действуют во вред этому рынку, типична для России. Довольно часто сфера ритуальных услуг отдается в монополию одной специализированной службе, которой предоставляется избранный статус с многочисленными льготами. И порой даже такие документы, как разъяснительное письмо ФАС, в котором сказано, что спецслужбы обязаны исполнять гарантированный перечень услуг, причем без всяких для себя привилегий, просто кладутся чиновниками под сукно. Доходит до того, что свои разъяснения по этому вопросу дают представители федеральных министерств, и Минрегионразвития РФ в частности.
В одном из них прямо говорилось, что информация о нарушении местными властями требований Федерального закона №8-ФЗ “О погребении и похоронном деле” доходит до Москвы. Кроме того, при их попустительстве нарушается и ФЗ “О защите конкуренции”, что тормозит развитие этой сферы бизнеса, приводит к необоснованному взвинчиванию цен на услуги фирм-монополистов и снижению их качества.
В письме четко оговорено, как именно стоит трактовать ФЗ №8, как его нормы взаимодействуют с российским гражданским законодательством. Статьями ГК РФ предусматривается, что граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои права своей волей и в своих интересах. И навязывание им услуг одной конкретной похоронной фирмы, препятствование в осуществлении погребения родных и близких — грубое нарушение правовых норм. Такие действия чреваты санкциями в виде довольно крупных штрафов [до 20 тыс. руб.], а для чиновников еще и дисквалификацией.
Но, как известно, нашего чиновника такими штрафами не напугаешь, и ситуация за последние годы на рынке ритуальных услуг поменялась мало.