Молочный мир тесен

О том, что в крае создается крупный завод по выпуску лактозы, мы уже писали. Он позволит добиться импортозамещения по поставкам фармакопейной и пищевой лактозы — молочного сахара.
Работа над проектом идет полным ходом. Корреспондент “СБ” встретилась с одним из участников процесса, аспирантом СКФУ Виталием Кравцовым. В сфере его научных интересов — электромембранные процессы, которые он в том числе изучал во время прохождения стажировки в старейшем учебном заведении — Университете Лаваля [Канада].
— Виталий, расскажите о вашей научной работе.
— Центральным процессом в ней является электродиализ. На промышленном уровне он применяется уже около 10 лет для обработки молочных продуктов, в том числе сыворотки. Это особенно актуально для России. Ведь у нас есть такой любимый многими продукт, как творог [в Европе он производится не так широко], и, соответственно, как результат — творожная сыворотка. Ее специфический вкус обусловлен высоким содержанием молочной кислоты, продукта жизнедеятельности молочнокислых микроорганизмов, которые используются при сквашивании творога. Молочная кислота создает технологические проблемы при сушке, снижает качество сухих сывороточных концентратов. Кроме того, кислый вкус не позволяет использовать ее в качестве пищевой добавки в большинстве обогащаемых сывороткой продуктов.
Моя задача — подготовить творожную сыворотку, чтобы она успешно прошла весь цикл технологической обработки. Для этого может применяться биполярный электродиализ. Его основная цель — привести физико-химические параметры творожной сыворотки к подсырной, которая сейчас легко перерабатывается. Помимо Ставрополя, над этой проблемой работают в нескольких лабораториях в мире, в том числе в Австралии и Канаде.
— Как проходила ваша стажировка?
— С тех пор как образовался СКФУ, масштабно работает программа развития университета, среди направлений которой — конкурс на стажировку в зарубежном университете. Международный отдел дает студенту-победителю карт-бланш, и тот самостоятельно ищет университет, где хочет пройти стажировку.
Поскольку я уже был магистром, хотел сосредоточиться на проведении научной деятельности в лаборатории. В Интернете я нашел статьи профессора Университета Лаваля Сергея Михайлина по теме, которая перекликалась с моей научной работой. Написал ему и получил ответ, завязалась переписка, он помог утрясти все вопросы, связанные с подготовкой стажировки. Позже, кстати, выяснилось, что профессор — бывший студент Кубанского государственного университета, который переехал из Краснодара в Канаду 5 лет назад. Он стал моим соруководителем, а руководителем был его учитель Лоран Базине.
В итоге я проработал больше 3 месяцев в научной лаборатории университета и написал неплохую главу для диссертации. Мне предлагали поступить в аспирантуру, но несмотря на заманчивое предложение, у меня уже были планы с научным руководителем в моем университете в Ставрополе. Хотя я не исключаю дальнейшее сотрудничество, ведь мы занимаемся смежными проблемами. Как у нас любят говорить, молочный мир очень тесен.
— Чем атмосфера в лаборатории и работа в ней отличается от наших условий?
— Прежде всего удивляет материальная база — насколько там все доступно. Широкий спектр реактивов, мембран, оборудования для анализа... Отлично укомплектованный небольшой пилотный завод позволял моделировать любые процессы молочной промышленности. Плюс перед моим приездом у них как раз только открылась новая огромная лаборатория.
Стоит отметить, что самим аспирантам выделяется существенная стипендия, которой достаточно для оплаты обучения и для жизни. Также знаю, что, как правило, на выходе у молодых специалистов не возникает проблем с трудоустройством. У профессоров таких университетов огромное количество промышленных партнеров. А все исследования студентов и аспирантов носят прикладной характер, естественно, это привлекает производителей. Финансируются только те исследования, которые очень легко и успешно могут быть применены на практике.
Если сравнивать с нашим образованием, могу сказать, что у нас прекрасный профессорско-преподавательский состав, но, как говорится, кашу из топора не сваришь. Материальное обеспечение, несмотря на то что сейчас многое меняется в лучшую сторону, все еще оставляет желать лучшего. Думаю, что ключевое условие для его развития — это регулярное выигрывание грантов, которые дают возможность открывать новые лаборатории, обустраивать существующие. Без этого никак. Тот же Институт питания и функциональных продуктов, на базе которого и была лаборатория, финансируется не самим университетом Лаваля, а существует уже много лет на грант, который периодически обновляется. В этом, наверное, и есть секрет успеха и развития.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке