С правами и без штрафов

Даже если водитель не нарушает правила дорожного движения, неприятности могут прийти, откуда не ждали. Как же поступить, когда, например, надо восстановить права? На что обратить внимание при оплате штрафа?

Кошмар любого водителя — потеря прав. Их можно забыть, уронить и даже постирать в стиральной машинке, если не вытащить из кармана одежды. Что делать?

Только без паники
Эксперты говорят следующее: чтобы заменить права, следует обратиться в любое отделение ГИБДД в регионе, где вы проживаете. Кстати, с 1 февраля 2017 года эту услугу также предоставляют многофункциональные центры [МФЦ]. Здесь вы можете заказать новые корочки по факту окончания срока действия предыдущих, а также в связи с их утерей, кражей или порчей. Подключение МФЦ к выдаче прав — очень своевременное решение. Хотя бы потому, что это позволит, во-первых, значительно упростить процедуру их получения и, во-вторых, избежать многочасовых очередей в подразделениях ГИБДД.

Но еще до того, как собирать документы на замену прав, рекомендуется сообщить об их утере в полицию. Это позволит обезопасить себя от действий потенциальных мошенников и преступников. Но без паники: в России водительское удостоверение не входит в список официальных документов, удостоверяющих личность. А это означает, что по нему невозможно взять кредит, осуществлять другие банковские операции или получить госуслуги [права удостоверяют вашу личность только при общении с инспектором ГИБДД, во всех остальных случаях нужен паспорт]. И все же обращение в полицию не будет лишним.

В настоящее время гос­пошлина на получение водительского удостоверения составляет 800 рублей. Для восстановления водительского удостоверения [через ГИБДД или МФЦ — неважно] необходимо при себе иметь ряд документов. В частности, заявление о выдаче водительского удостоверения [в нем должна быть указана цель обращения за новым документом: в связи с утратой или кражей предыдущего], общегражданский паспорт, документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства [например, выписка из домовой книги]. Также понадобятся медицинская справка установленного образца, водительская карточка — документ, который вам выдали в автошколе по окончании обучения вождению, квитанция об уплате государственной пошлины [см. выше].

Есть нюансы
Теоретически срок выдачи нового водительского удостоверения — 5 дней с момента приема всех необходимых документов. Но на практике предельные сроки выдачи прав не установлены. Это связано с вопросами, сомнениями, претензиями, которые могут возникнуть у сотрудника ГИБДД, выписывающего новое удостоверение. Какие же могут сомнения? Да какие угодно. У органа, выдающего водительское удостоверение, может зародиться подозрение, что вы пытаетесь получить новые права взамен тех, что у вас были отобраны неделю назад за езду в нетрезвом состоянии. Или окажется, что медсправку выдало учреждение, которое не уполномочено заниматься медосмотром граждан и, соответственно, выдачей справок. И так далее и тому подобное...

Если процедура выдачи прав затягивается по не зависящим от вас причинам, вам могут выдать временные права. Правда, за них придется заплатить госпошлину.

Неправильное уведомление
С оформлением новых прав все еще более-менее ясно. Разберем другую ситуацию. Как действовать при получении по почте постановления об административном правонарушении от ГИБДД? Вроде бы очевидный вариант: идти в банк и оплачивать свои “косяки” на дороге. Но эксперты уверены, что водители обязаны реагировать таким образом не на каждое “письмо счастья”.
Прежде чем идти в банк, следует внимательно ознакомиться с постановлением — удостовериться, что речь идет именно о вашем авто, проверить все данные [цифры], убедиться в наличии цифровой подписи сотрудника ГИБДД, который выписал штраф. Надо помнить: если уведомление о нарушении ПДД оформлено неверно, автовладелец не обязан нести по нему ответственность. Таково заключение Верховного суда РФ, которое он дал при рассмотрении дела о штрафе водителю, обвиненному в превышении скорости. ВС РФ напомнил: если отсутствует электронная подпись сотрудника Госавтоинспекции, “письмо счастья” считается недействительным.

Судебный аргумент
Высший судебный орган подчеркнул: для привлечения человека к ответственности необходимо, во-первых, установить факт совершения правонарушения, а во-вторых, соблюсти установленный законом порядок его привлечения к административной ответственности. Так, если нарушение ПДД зафиксировано с помощью средств автоматической фиксации, протокол на водителя не составляется, выносится постановление в отношении автовладельца транспортного средства — без его участия.

В ч. 6 ст. 29.10 КоАП установлено, что в таких случаях решение оформляется в форме электронного документа. При этом его юридическая сила должна быть подтверждена [и об этом еще раз напоминают судьи Верховного суда РФ] электронной цифровой подписью. Отсутствие цифровой подписи должностного лица, вынесшего решение о наказании автовладельца, противоречит ч. 3 ст. 28.6 и ч.ч. 6 и 7 ст. 29.10 КоАП РФ. Таким образом, если цифровой подписи нет, юридическая сила документа не подтверждена.
“Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности”, — говорится в решении ВС РФ.

Комментарии

    отмена

    Введите символы, изображенные на картинке